Приказ комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области от 21.02.2013 N 2 "О внесении изменений в приказ комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка от 28 октября 2011 года N 26 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы"



КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО, СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 21 февраля 2013 г. № 2

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО РАЗВИТИЮ
МАЛОГО, СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА № 26 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2014 ГОДЫ"

В связи с включением в раздел 4 дополнительного показателя предварительной оценки эффективности выполнения ведомственной целевой программы "Развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области в 2012-2014 гг." приказываю:

Ведомственную целевую программу "Развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы" изложить в редакции согласно приложению.

Председатель комитета
Н.Г.Смирнова





УТВЕРЖДЕНА
приказом комитета
по развитию малого,
среднего бизнеса
и потребительского рынка
Ленинградской области
от 21.02.2013 № 2
(приложение)

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
КОМИТЕТА ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО, СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
"РАЗВИТИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2014 ГОДЫ"

1. Паспорт ведомственной целевой программы
"Развитие торговой деятельности на территории
Ленинградской области на 2012-2014 годы"


Наименование Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и
главного потребительского рынка Ленинградской области
распорядителя
бюджетных средств

Должностное лицо, Председатель комитета по развитию малого, среднего
утвердившее бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области
ведомственную - Смирнова Наталия Георгиевна
целевую программу
(дата
утверждения), или
наименование,
дата и номер
соответствующего
нормативного акта

Наименование Развитие торговой деятельности на территории
ведомственной Ленинградской области на 2012-2014 годы
целевой программы

Обоснование Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об
разработки основах государственного регулирования торговой
ведомственной деятельности в Российской Федерации", закон
целевой программы Ленинградской области от 22 сентября 2011 года № 72-оз
"О Концепции социально-экономического развития
Ленинградской области на стратегическую перспективу до
2025 года", постановление Правительства Ленинградской
области от 19 августа 2010 г. № 219 "О проекте
областного закона "О Концепции
социально-экономического развития Ленинградской
области на стратегическую перспективу до 2025 года" и
утверждении Сводного перечня целей и задач
Правительства Ленинградской области по
социально-экономическому развитию Ленинградской
области на период до 2013 года и стратегическую
перспективу до 2025 года", постановление Правительства
Ленинградской области от 29 июня 2006 года № 206 "О
Порядке разработки, утверждения и реализации
ведомственных целевых программ Ленинградской области"

Соответствие Цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам
ведомственной социально-экономического развития Ленинградской
целевой программы области
задачам социально-
экономического
развития
Ленинградской
области

Цели и задачи Цель Программы:
ведомственной
целевой программы Удовлетворение спроса населения на потребительские
товары и услуги, в том числе в сельской местности и
отечественного производства, по доступным ценам в
пределах территориальной доступности, повышение
качества торгового обслуживания и реализуемых
потребительских товаров, путем достижения
установленных нормативов обеспеченности населения
Ленинградской области площадью торговых объектов.

Задачи Программы:

Нормативно-правовое обеспечение деятельности в сфере
оптовой и розничной торговли на территории
Ленинградской области.
Расширение и совершенствование торговой
инфраструктуры.
Соблюдение баланса интересов крупных и малых форм
торговли.
Обеспечение населения сельских поселений услугами
торговли.
Развитие системы потребительской кооперации, в первую
очередь в сельской местности Ленинградской области.
Достижение территориальной и ценовой доступности
потребительских товаров для населения Ленинградской
области.
Совершенствование конкурентоспособности субъектов
малого и среднего предпринимательства в сфере торговой
деятельности на территории Ленинградской области.
Содействие созданию дополнительных рабочих мест в
сфере розничной и оптовой деятельности

Численность Программа ориентирована на все население Ленинградской
целевой группы области, численность которого на 1 января 2011 года
населения составляет 1714 тыс. чел.
Ленинградской
области,
на которую
ориентирована
ведомственная
целевая программа

Целевые индикаторы Принятые нормативные правовые акты комитета по
и показатели развитию малого, среднего бизнеса и потребительского
ведомственной рынка Ленинградской области в сфере развития торговой
целевой программы деятельности.
Количество мониторингов муниципальных образований
городских, сельских поселений, Сосновоборского
городского округа Ленинградской области, в которых
приняты нормативные правовые акты по вопросу
определения мест массового скопления граждан и мест
нахождения источников повышенной опасности, на которых
не допускается розничная продажа алкогольной
продукции.
Количество мониторингов муниципальных районов, в
которых минимальная обеспеченность населения площадью
торговых объектов на 1000 жителей превышает
установленные нормативы.
Количество мониторингов муниципальных образований
городских, сельских поселений, Сосновоборского
городского округа Ленинградской области, в которых
утверждены схемы размещения нестационарных торговых
объектов, расположенных на земельных участках, в
зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в
государственной и муниципальной собственности.
Наличие торгового реестра Ленинградской области.
Наличие реестра розничных рынков Ленинградской
области.
Количество ярмарок, информация о проведении которых
размещена на сайте комитета по развитию малого,
среднего бизнеса и потребительского рынка
Ленинградской области www.small.lenobl.ru в сети
Интернет.
Количество розничных рынков, управляющие компании
которых осуществили перевод хозяйствующих субъектов из
временных сооружений в капитальные здания

Ожидаемые Принятые нормативные правовые акты комитета по
результаты развитию малого, среднего бизнеса и потребительского
ведомственной рынка Ленинградской области в сфере развития торговой
целевой программы деятельности (ед.) в 2012 г. - 2, в 2013 г. - 2, в
2014 г. - 2.
Количество мониторингов муниципальных образований
городских, сельских поселений, Сосновоборского
городского округа Ленинградской области, в которых
приняты нормативные правовые акты по вопросу
определения мест массового скопления граждан и мест
нахождения источников повышенной опасности, на которых
не допускается розничная продажа алкогольной продукции
(ед.), в 2012 г. - 125, в 2013 г. - 135, в 2014 г. -
140.
Количество мониторингов муниципальных районов, в
которых минимальная обеспеченность населения площадью
торговых объектов на 1000 жителей превышает
установленные нормативы (ед.), в 2012 г. - 14, в 2013
г. - 16, в 2014 г. - 18.
Количество мониторингов муниципальных образований
городских, сельских поселений, Сосновоборского
городского округа Ленинградской области, в которых
утверждены схемы размещения нестационарных торговых
объектов, расположенных на земельных участках, в
зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в
государственной и муниципальной собственности (ед.), в
2012 г. - 120, в 2013 г. - 135, в 2014 г. - 145.
Наличие торгового реестра Ленинградской области (ед.)
в 2012 г. - 1, в 2013 г. - 1, в 2014 г. - 1.
Наличие реестра розничных рынков Ленинградской области
(ед.) в 2012 г. - 1, в 2013 г. - 1, в 2014 г. - 1.
Количество ярмарок, информация о проведении которых
размещена на сайте комитета по развитию малого,
среднего бизнеса и потребительского рынка
Ленинградской области www.small.lenobl.ru в сети
Интернет (ед.), в 2012 г. - 175, в 2013 г. - 180, в
2014 г. - 190.
Количество розничных рынков, управляющие компании
которых осуществили перевод хозяйствующих субъектов из
временных сооружений в капитальные здания (ед.), в
2012 г. - 18, в 2013 г. - 18, в 2014 г. - 19

Содержание и сроки 1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения
выполнения в сфере торговли, внесение необходимых изменений и
основных дополнений в региональные нормативные правовые акты в
мероприятий целях их приведения в соответствие с федеральным
ведомственной законодательством об основах государственного
целевой программы регулирования торговой деятельности (2012-2014 гг.).
2. Мониторинг принятия органами местного
самоуправления городских и сельских поселений,
Сосновоборского городского округа Ленинградской
области нормативных правовых актов по вопросу
определения мест массового скопления граждан и мест
нахождения источников повышенной опасности, на которых
не допускается розничная продажа алкогольной продукции
(2012-2014 гг.).
3. Мониторинг исполнения органами местного
самоуправления муниципальных районов, Сосновоборского
городского округа требований постановления
Правительства Ленинградской области от 11.07.2011
№ 210 "О внесении изменений в постановление
Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010
г. № 219 "О проекте областного закона "О Концепции
социально-экономического развития Ленинградской
области на стратегическую перспективу до 2025 года" и
утверждении Сводного перечня целей и задач
Правительства Ленинградской области по
социально-экономическому развитию Ленинградской
области на период до 2013 года и стратегическую
перспективу до 2025 года", которым утверждены
нормативы минимальной обеспеченности населения
торговыми площадями (2012-2014 гг.).
4. Мониторинг принятия нормативных правовых актов,
разработанных в соответствии с приказом комитета по
развитию малого, среднего бизнеса и потребительского
рынка от 28.09.2011 № 24 органами местного
самоуправления городских и сельских поселений,
Сосновоборского городского округа Ленинградской
области по вопросу разработки и утверждения органами
местного самоуправления схем размещения нестационарных
торговых объектов, расположенных на земельных
участках, в зданиях, строениях, сооружениях,
находящихся в государственной и муниципальной
собственности (далее - Схемы) (2012-2014 гг.).
5. Формирование торгового реестра Ленинградской
области в соответствии с приказом комитета по развитию
малого, среднего бизнеса и потребительского рынка от
17.03.2011 № 3 "Об утверждении порядка организации
работы по сбору сведений для формирования и ведения
торгового реестра Ленинградской области", включающего
сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих
деятельность в сфере оптовой и розничной торговли
(2012-2014 гг.).
6. Формирование реестра розничных рынков Ленинградской
области в соответствии с порядком, утвержденным
постановлением Правительства Ленинградской области от
29.05.2007 № 121 "Об организации розничных рынков
Ленинградской области" (2012-2014 гг.).
7. Размещение на официальном портале Правительства
Ленинградской области на сайте Комитета
www.small.lenobl.ru информации о проведении ярмарок
"выходного дня", сезонных, тематических (2012-2014
гг.).
8. Мониторинг исполнения управляющими рынками компаний
требований Федерального закона от 30 декабря 2006 г.
№ 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в
Трудовой кодекс Российской Федерации" по переводу
хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность
по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг)
на рынках, из временных сооружений в капитальные
здания, строения, сооружения (2012-2014 гг.).
9. Субсидии организациям потребительской кооперации,
входящим в Ленинградский областной союз
потребительских обществ, для компенсации части затрат,
связанных с уплатой процентов за пользование
кредитами, полученными в российских кредитных
организациях, и(или) уплатой первого взноса при
заключении договора лизинга оборудования, и(или)
уплатой лизинговых платежей в части дохода
лизингодателя, и(или) получением сертификатов и(или)
деклараций о соответствии продукции требованиям
законодательства Российской Федерации и(или)
техническим регламентам Российской Федерации, и(или)
участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том
числе за рубежом (2012-2014 гг.)

Объемы Общий объем финансирования за счет средств областного
финансирования бюджета Ленинградской области - 74382,5 тыс. руб., в
ведомственной том числе в 2012 году - 23850 тыс. руб., в 2013 году -
целевой программы 23962,5 тыс. руб., в 2014 году - 26570 тыс. руб.

Предварительная Рост количества удаленных населенных пунктов
оценка Ленинградской области, обслуживаемых организациями
эффективности потребительской кооперации, входящими в состав ЛОСПО,
выполнения с использованием специализированных автомагазинов, на
ведомственной территории которых торговое обслуживание ранее не
целевой программы осуществлялось (ед.), в 2012 г. - 10, в 2013 г. - 2, в
2014 г. - 1.
Увеличение совокупного оборота организаций
потребительской кооперации, входящих в состав ЛОСПО
(млрд руб.), в 2012 г. - 3,3, в 2013 г. - 3,4, в 2014
г. - 3,5.
Рост индекса физического объема оборота розничной
торговли организаций потребительской кооперации,
входящих в состав ЛОСПО, к соответствующему периоду
предыдущего года (%) в 2012 г. - 100,5, в 2013 г. -
100,7, в 2014 г. - 101,0.
Увеличение количества созданных новых рабочих мест в
организациях потребительской кооперации, входящих в
состав ЛОСПО (ед.), в 2012 г. - 40, в 2013 г. - 40, в
2014 г. - 40.
Обеспеченность населения Ленинградской области
торговыми площадями (кв. м на 1000 жителей) в 2012 г.
- 715, в 2013 г. - 750, в 2014 г. - 770.
Количество организаций потребительской кооперации,
входящих в состав ЛОСПО, получивших субсидии для
компенсации части затрат, связанных с уплатой
процентов за пользование кредитами, полученными в
российских кредитных организациях, и(или) уплатой
первого взноса при заключении договора лизинга
оборудования, и(или) уплатой лизинговых платежей в
части дохода лизингодателя, и(или) получением
сертификатов и(или) деклараций о соответствии
продукции требованиям законодательства Российской
Федерации и(или) техническим регламентам Российской
Федерации, и(или) участием в выставочно-ярмарочных
мероприятиях, в том числе за рубежом (ед.), в 2012 г.
- 10, в 2013 г. - 12, в 2014 г. - 13

Предполагаемый Мониторинг и контроль реализации ведомственных целевых
способ проведения программ осуществляются комитетом по развитию малого,
мониторинга среднего бизнеса и потребительского рынка
(контроля) Ленинградской области (внутренний мониторинг и
результативности контроль), а также комитетом экономического развития и
ведомственной инвестиционной деятельности Ленинградской области и в
целевой программы установленном порядке органами государственного
финансового контроля Ленинградской области (внешний
контроль). Результаты мониторинга представляются
комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и
потребительского рынка Ленинградской области в комитет
экономического развития и инвестиционной деятельности
Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской
области ежеквартально в сроки, установленные для
представления бюджетной отчетности


2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Сфера розничной и оптовой торговли Ленинградской области, несмотря на сложные погодные условия, неурожай зерновых, всплеск цен на отдельные продовольственные товары, рост отчислений во внебюджетные фонды, динамично развивалась в 2010 году и продолжает развиваться в 2011 году.
По данным Петростата, оборот розничной торговли в 2010 году составил 169,6 млрд руб. и увеличился по сравнению с 2009 годом на 11,8%. Темпы роста оборота розничной торговли в Ленинградской области оказались самыми высокими среди субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный Федеральный округ, и выше среднего показателя по Российской Федерации. Оборот оптовой торговли в 2010 году составил 235,4 млрд руб. и увеличился по сравнению с 2009 годом на 1%. При этом оборот оптовой торговли исключительно оптовых предприятий составил в 2010 году 145,0 млрд руб. и увеличился по сравнению с 2009 годом в 1,5 раза. Это также самый высокий показатель среди субъектов Российской Федерации в составе Северо-Западного Федерального округа и среднего показателя по России.

Динамика оборота розничной торговли Ленинградской области
(в % к декабрю 2008 года)

График 1

Рисунок не приводится.

Как видно из графика, оборот розничной торговли в декабре 2010 года в сопоставимых ценах превысил уровень декабря докризисного 2008 года на 4,3%.
В 2011 году торговая деятельность на территории Ленинградской области продолжает развиваться высокими темпами. В январе-сентябре оборот розничной торговли составил 148,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 8,8% выше соответствующего периода 2010 года. За 8 месяцев 2011 года темпы развития отрасли в Ленинградской области (107,9%) оказались выше, чем в целом по России (105,8%), по Северо-Западному федеральному округу (103,9%) и в ближайших соседних регионах - Санкт-Петербурге (101,3%), Вологодской области (105,4%), Новгородской области (105,7%), Псковской области (107,7%).

Динамика оборота розничной торговли
(в % к декабрю 2009 года)

График 1

Рисунок не приводится.

Удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, в январе-сентябре 2011 года составил 46% (в январе-сентябре 2010 года - 47%), непродовольственными товарами - 54% (53%).
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, в январе-сентябре увеличился на 3,2% и составил 68,5 млрд руб., непродовольственными - на 13,7% или 80,5 млрд руб.

Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами,
включая напитки, и табачными изделиями
и непродовольственными товарами
(в % к декабрю 2009 года)

График 2

Рисунок не приводится.

В структуре оборота розничной торговли Ленинградской области в августе 2011 г. 48% оборота принадлежало крупным предприятиям, 3% - средним предприятиям, 14% - малым предприятиям, 33% - индивидуальным предпринимателям и 2% формировалось на розничных рынках и ярмарках.

Формирование оборота розничной торговли
в январе-сентябре 2011 года

График 3

Рисунок не приводится.

Оборот организаций (юридических лиц) розничной торговли в январе-августе 2011 года составил 47,5 млрд руб. и увеличился на 27,9% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В структуре оборота всех организаций Ленинградской области доля организаций розничной торговли составила 6,3% и остается стабильной по сравнению с прошлым годом.
Оборот розничной торговли по торговым сетям в январе-августе составил 43,5 млрд руб., или 32,7% от общего оборота розничной торговли Ленинградской области. В целом по Российской Федерации доля сетевых предприятий в январе-августе составила 17,9%, по Северо-Западному федеральному округу - 32,6%, в Вологодской области - 13,3%, Новгородской области - 28,0%, Псковской области - 31,6%, в Санкт-Петербурге - 49,5%. Сетевые магазины, которых насчитывается около 500, открыты во всех 17 муниципальных районах и Сосновоборском городском округе Ленинградской области. Наибольшей популярностью у населения пользуются такие предприятия, как Пятерочка, Дикси, Метрика, Улыбка Радуги, Полушка, Просто, Торговый Дом "Вимос" (областная торговая сеть по торговле строительными материалами) и др. Одной из положительных тенденций стало открытие сетевых объектов розничной торговли в сельской местности. Активно открываются крупные торговые центры, на площади которых перемещаются объекты мелкорозничной торговли. Общее количество торгово-развлекательных и торгово-бытовых центров на территории области составляет более 100 объектов.
Помимо стационарных, на территории Ленинградской области в январе-августе осуществляли деятельность 3398 нестационарных торговых объектов, в том числе 1275 павильонов, 1827 киосков, 116 автолавок, 162 аптечных киоска. Из общего количества нестационарных объектов 788, или 23%, расположены в сельской местности. Из 203 городских, сельских поселений и Сосновоборского городского округа в 122 муниципальных образованиях органы местного самоуправления утвердили Схемы размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности (далее - Схема).
В 2011 году продолжалась организационная работа по совершенствованию розничных рынков, которых на территории Ленинградской области насчитывается 35, в том числе 30 универсальных, 5 специализированных, из них 2 сельскохозяйственных. На розничных рынках в приоритетном порядке предоставляются торговые места сельхозтоваропроизводителям, фермерам, садоводам и гражданам, реализующим продукцию с личных приусадебных участков. На сельскохозяйственных рынках товаропроизводителям предоставляется не менее 50% торговых мест от их общего количества. На 11 розничных рынках Ленинградской области управляющими компаниями в 2010 году проводились работы по капитальному ремонту зданий, инженерных коммуникаций, благоустройству территорий. В г. Лодейное Поле начато строительство нового рынка, в г. Тосно завершена реконструкция первой очереди нового розничного рынка.
В целях реализации собственной продукции фермерами, садоводами и огородниками без посредников во всех муниципальных образованиях проходят ярмарки. Информация об их проведении размещается как на официальных сайтах органов местного самоуправления, так и на сайте Правительства Ленинградской области. За 9 месяцев 2011 года проведено 155 ярмарок, в том числе 35 "выходного дня", 73 сельскохозяйственных, 8 межрегиональных, 3 международных и 45 тематических. Общее количество участников составило 4703 человека.
В Ленинградской области осуществляют деятельность 20 потребительских обществ, входящих в состав Ленинградского областного союза потребительских обществ (далее - ЛОСПО), которые являются основными операторами, осуществляющими торговую деятельность в сельской местности. Потребительские кооперативы включают в свою структуру 779 магазинов, в том числе 544 в сельских поселениях. Их оборот розничной торговли в 1 полугодии 2011 года составил 1,5 млрд руб., или 2,1% от оборота розничной торговли Ленинградской области. В сельской местности оборот составил 926,6 млн руб., в том числе продовольственными товарами - 637,2 млн руб. В силу сложившихся особенностей Ленинградской области - значительной протяженности, невысокой плотности и большой доли пожилого населения, более одной тысячи сельских населенных пунктов Ленинградской области обслуживаются автолавками, в том числе принадлежащими организациям потребительской кооперации. Несмотря на незначительное количество автолавок (19), предприятия потребкооперации обслуживают около половины (500) сельских населенных пунктов. В целях оказания государственной поддержки организациям потребительской кооперации, входящим в состав ЛОСПО, бюджетом Ленинградской области в 2011 году предусмотрены и активно осваиваются средства в размере 22,5 млн руб. на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и(или) уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, и(или) уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя.
На территории Ленинградской области норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов установлен в размере 486,6 кв. м. Основной задачей в сфере потребительского рынка на 2012-2014 годы будет достижение и превышение нормативов, утвержденных для муниципальных районов, Сосновоборского городского округа во всех муниципальных образованиях Ленинградской области.
Динамичное развитие розничной торговли позволило не допустить в Ленинградской области резкого роста цен на потребительские товары. По данным Петростата, индекс потребительских цен в сентябре 2011 года к декабрю 2010 года составил 105,0% (для справки: в сентябре 2010 года этот показатель составлял 108,2%, в сентябре 2009 года - 109,2%). Для продовольственных товаров индекс составил 102,3%. В сентябре 2011 года из плодоовощной продукции лук репчатый подешевел на 23,2%, морковь - на 18,1%, свекла - на 15,6%, капуста свежая - на 15,3%. Пшено стало дешевле на 15,5%, сахарный песок - на 11,2%, мука пшеничная - на 1,4%, макаронные изделия - на 0,8%. Яйца подорожали на 4,3%, говядина (кроме бескостного мяса) - на 1,6%, хлеб ржаной и ржано-пшеничный - на 1,2%.
Оборот оптовой торговли в январе-сентябре 2011 года составил 218,0 млрд рублей, что в товарной массе на 4,4% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. Из общего объема оборот организаций оптовой торговли в Ленинградской области за 8 месяцев нынешнего года составил 114,8 млрд рублей. По этому показателю область заняла второе место среди субъектов Северо-Западного федерального округа.
На территории Ленинградской области, по данным Петростата, на 1 августа 2011 года осуществляли деятельность 245 хозяйствующих субъектов в сфере оптовой торговли, в том числе 6, осуществляющих торговлю пищевыми продуктами. Численность работников, занятых на предприятиях оптовой торговли, составляет 4,5 тыс. человек. В структуре оборота всех организаций Ленинградской области доля организаций оптовой торговли составила 20,8% и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 0,9 процентного пункта.
В январе-сентябре 2011 года крупными и средними оптовыми предприятиями было продано 1551 тонна муки, что на 18% больше, чем в январе-сентябре 2010 года, 214,2 тонны мяса, что на 28% больше, 211,2 тонны сахара, что на 7% больше. Вместе с тем сократились продажи масла растительного и макаронных изделий.
Высокие темпы развития торговой деятельности на территории Ленинградской области позволили увеличить заработную плату в отрасли, которая в августе 2011 года составила 15203 руб. и увеличилась на 19,5% по сравнению с августом 2010 года. Доля торговли в налоговых платежах, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, в 1 полугодии 2011 года составила 6,1%.
Одной из основных задач в сфере потребительского рынка Ленинградской области является сохранение лидирующих позиций по основным показателям развития розничной и оптовой торговли среди субъектов Северо-Западного Федерального округа и Российской Федерации в целом.
Несмотря на динамичное развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области, сохраняется ряд проблем, которые необходимо решать программными методами. К основным проблемам относятся:
Наличие значительного количества населенных пунктов с низкой численностью населения, не имеющих стационарных объектов торговли и обслуживаемых дистанционно, посредством автомагазинов и по заказам населения.
Высокая стоимость специализированных и оснащенных необходимым торговым оборудованием автомобилей для осуществления дистанционной торговли и ремонта действующих автомагазинов из-за низкого качества дорог в сельской местности.
Высокая доля торговых предприятий, требующих реконструкции, модернизации, переоснащения.
Отсутствие крупного оптового звена на территории Ленинградской области, баз, складов, цехов по переработке, мойке, упаковке, предпродажной подготовке сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей.
Недостаток сельскохозяйственных розничных рынков на территории области, предоставляющих торговые места гражданам и фермерам, реализующим собственную продукцию по доступным ценам напрямую, минуя посредников.
Недостаток специализированных торговых объектов, реализующих продукцию предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельхозтоваропроизводителей Ленинградской области.
Высокая доля сетевых компаний, головные структуры которых находятся в Москве и Санкт-Петербурге, куда направляются значительные объемы денежных средств населения и налоговые поступления от их деятельности.
Жесткая конкуренция между сетевыми предприятиями и субъектами малого бизнеса, осуществляющими торговую деятельность в Ленинградской области.
Сокращение количества проверок федеральными контрольно-надзорными органами субъектов малого предпринимательства в сфере потребительского рынка, что негативно влияет на безопасность и качество товаров и услуг, реализуемых в розничной сети.
Перечисленные проблемы могут быть решены с использованием программно-целевого подхода путем определения комплекса мер государственной поддержки, объемов финансирования на их реализацию, разработки показателей эффективности, которые будут достигнуты в результате реализации поставленных целей. Это позволит модернизировать торговую инфраструктуру, увеличить объемы реализуемых потребительских товаров, в том числе в сельской местности, улучшить их качество и уровень жизни населения Ленинградской области.

3. Основные цели и задачи Программы

Цель Программы - удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги, в том числе в сельской местности и отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение качества торгового обслуживания и реализуемых потребительских товаров путем достижения установленных нормативов обеспеченности населения Ленинградской области площадью торговых объектов.
Задачи Программы:
Нормативно-правовое обеспечение деятельности в сфере оптовой и розничной торговли на территории Ленинградской области.
Расширение и совершенствование торговой инфраструктуры.
Соблюдение баланса интересов крупных и малых форм торговли.
Обеспечение населения сельских поселений услугами торговли.
Развитие системы потребительской кооперации, в первую очередь в сельской местности Ленинградской области.
Достижение территориальной и ценовой доступности потребительских товаров для населения Ленинградской области.
Совершенствование конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности на территории Ленинградской области.
Содействие созданию дополнительных рабочих мест в сфере розничной и оптовой деятельности.

4. Целевые индикаторы, показатели и ожидаемые
результаты Программы


№ Показатели Ед. 2012 2013 2014 Целевое
п/п изм. г. г. г. значение
(конечный
результат)

1. Принятые нормативные правовые акты Ед. 2 2 2 6
комитета по развитию малого, среднего
бизнеса и потребительского рынка
Ленинградской области в сфере развития
торговой деятельности. Количество
принятых нормативных правовых актов в
сфере развития торговой деятельности

2. Количество мониторингов муниципальных Ед. 125 135 140 140
образований городских, сельских
поселений, Сосновоборского городского
округа Ленинградской области, в
которых приняты нормативные правовые
акты по вопросу определения мест
массового скопления граждан и мест
нахождения источников повышенной
опасности, на которых не допускается
розничная продажа алкогольной
продукции

3. Количество мониторингов муниципальных Ед. 14 16 18 18
районов, в которых минимальная
обеспеченность населения площадью
торговых объектов на 1000 жителей
превышает установленные нормативы

4. Количество мониторингов муниципальных Ед. 120 135 145 145
образований городских, сельских
поселений, Сосновоборского городского
округа Ленинградской области, в
которых утверждены схемы размещения
нестационарных торговых объектов,
расположенных на земельных участках, в
зданиях, строениях, сооружениях,
находящихся в государственной и
муниципальной собственности

5. Наличие торгового реестра Ед. 1 1 1 1
Ленинградской области

6. Наличие реестра розничных рынков Ед. 1 1 1 1
Ленинградской области

7. Количество ярмарок, информация о Ед. 175 180 190 545
проведении которых размещена на сайте
комитета по развитию малого, среднего
бизнеса и потребительского рынка
Ленинградской области
www.small.lenobl.ru в сети Интернет

8. Количество розничных рынков, Ед. 18 18 19 19
управляющие компании которых
осуществили перевод хозяйствующих
субъектов из временных сооружений в
капитальные здания


Предварительная оценка эффективности выполнения Программы


№ Показатели Ед. 2012 2013 2014 Конечный
п/п изм. г. г. г. результат

1. Рост количества удаленных ед. 10 2 1 13
населенных пунктов Ленинградской
области, обслуживаемых
организациями потребительской
кооперации, входящими в состав
ЛОСПО, с использованием
специализированных автомагазинов,
на территории которых торговое
обслуживание ранее не
осуществлялось

2. Увеличение совокупного оборота млрд 3,3 3,4 3,5 10,2
организаций потребительской руб.
кооперации, входящих в состав
ЛОСПО

3. Рост индекса физического объема % 100,5 100,7 101,0 102,2
оборота розничной торговли
организаций потребительской
кооперации, входящих в состав
ЛОСПО, к соответствующему периоду
предыдущего года

4. Увеличение количества созданных ед. 40 40 40 120
новых рабочих мест в организациях
потребительской кооперации,
входящих в состав ЛОСПО

5. Обеспеченность населения кв. м 715 750 770 770
Ленинградской области торговыми на 1000
площадями жителей

6. Количество организаций ед. 10 12 13 35
потребительской кооперации,
входящих в состав Ленинградского
областного союза потребительских
обществ (далее - ЛОСПО),
получивших субсидии для
компенсации части затрат,
связанных с уплатой процентов за
пользование кредитами,
полученными в российских
кредитных организациях, и(или)
уплатой первого взноса при
заключении договора лизинга
оборудования, и(или) уплатой
лизинговых платежей в части
дохода лизингодателя, и(или)
получением сертификатов и(или)
деклараций о соответствии
продукции требованиям
законодательства Российской
Федерации и(или) техническим
регламентам Российской Федерации,
и(или) участием в
выставочно-ярмарочных
мероприятиях, в том числе за
рубежом


5. Перечень программных мероприятий Программы

1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере торговли, внесение необходимых изменений и дополнений в региональные нормативные правовые акты в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности.
2. Мониторинг принятия органами местного самоуправления городских и сельских поселений, Сосновоборского городского округа Ленинградской области нормативных правовых актов по вопросу определения мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
3. Мониторинг исполнения органами местного самоуправления муниципальных районов, Сосновоборского городского округа требований постановления Правительства Ленинградской области от 11.07.2011 № 210 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 г. № 219 "О проекте областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года" и утверждении Сводного перечня целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года", которым утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми площадями.
4. Мониторинг принятия нормативных правовых актов, разработанных в соответствии с приказом комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка от 28.09.2011 № 24 органами местного самоуправления городских и сельских поселений, Сосновоборского городского округа Ленинградской области по вопросу разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности (далее - Схемы).
5. Формирование торгового реестра Ленинградской области в соответствии с приказом комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка от 17.03.2011 № 3 "Об утверждении порядка организации работы по сбору сведений для формирования и ведения торгового реестра Ленинградской области", включающего сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговли.
6. Формирование реестра розничных рынков Ленинградской области в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 29.05.2007 № 121 "Об организации розничных рынков Ленинградской области".
7. Размещение на официальном портале Правительства Ленинградской области на сайте Комитета www.small.lenobl.ru информации о проведении ярмарок "выходного дня", сезонных, тематических.
8. Мониторинг исполнения управляющими рынками компаний требований Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" по переводу хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, из временных сооружений в капитальные здания, строения, сооружения.
9. Субсидии организациям потребительской кооперации, входящим в Ленинградский областной союз потребительских обществ, для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и(или) уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, и(или) уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, и(или) получением сертификатов и(или) деклараций о соответствии продукции требованиям законодательства Российской Федерации и(или) техническим регламентам Российской Федерации, и(или) участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе за рубежом.

6. Ресурсное обеспечение (объемы, источники) Программы

Реализацию мероприятия 9 Программы планируется осуществлять в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 11.12.2009 № 370 "О проекте областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие потребительской кооперации в Ленинградской области на период до 2010 года" и утверждении Положения о порядке предоставления организациям потребительской кооперации, входящим в Ленинградский областной союз потребительских обществ, субсидий из областного бюджета Ленинградской области для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и(или) уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования и(или) уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя" за счет средств областного бюджета Ленинградской области в общем размере 74382,5 тыс. руб., в том числе в 2012 году - 23850 тыс. руб., в 2013 году - 23962,5 тыс. руб., в 2014 году - 26570 тыс. руб.
Остальные мероприятия Программы реализуются комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка в рамках своих полномочий за счет текущего финансирования.

7. Методика оценки эффективности Программы

Для оценки эффективности реализации мероприятий Программы используются разработанные и представленные в разделе 4 показатели предварительной оценки эффективности выполнения Программы. Указанные показатели выступают в роли инструмента, позволяющего проанализировать, оценить ход выполнения Программы и выработать правильные управленческие решения.
Программа предполагает достижение 6 показателей предварительной оценки эффективности выполнения Программы. Если по итогам года достигнуты планируемые значения не менее чем по 4 показателям, то эффективность реализации Программы оценивается как "высокая". Если достигнуты целевые значения 3 показателей, то как "удовлетворительная", если планируемые значения достигнуты по 2 и менее показателям, то эффективность реализации Программы оценивается как "неудовлетворительная".
Если эффективность реализации Программы не является "высокой", то комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка проводит анализ сложившейся ситуации в целях повышения эффективности реализации Программы. В случае необходимости данный анализ проводится с привлечением независимых экспертов.

8. Сроки реализации Программы

Срок реализации ведомственной целевой программы "Развитие торговой деятельности на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы" определен на 2012-2014 годы.

9. Система управления и контроль за выполнением Программы

Разработку, управление и контроль за выполнением Программы осуществляет комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области (далее - Комитет). Руководителем Программы является председатель Комитета, который определяет формы и методы управления реализацией Программы, несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты.
Комитет обеспечивает информирование исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей о задачах Программы и результатах реализации Программы через средства массовой информации, официальный сайт Администрации Ленинградской области, информационные письма.
Комитет по мере необходимости проводит рабочие совещания с участием представителей органов исполнительной власти Ленинградской области, федеральных органов территориальных органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных объединений.
Оперативный контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется путем анализа информации о проведении мероприятий Программы на основе данных органов государственной статистики, местного самоуправления, обращений граждан, хозяйствующих субъектов, объединений предпринимателей.
При необходимости и на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов уточняются перечень проводимых мероприятий и количественные показатели.
Публичность (открытость) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации мероприятий Программы и условиях участия в них исполнителей обеспечивается путем размещения оперативной информации на официальном портале Правительства Ленинградской области в сети Интернет по адресу: www.small.lenobl.ru не реже двух раз в год.
Результаты мониторинга представляются в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области ежеквартально в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности.

10. Перечень и характеристика основных мероприятий
ведомственной целевой программы
"Развитие торговой деятельности на территории
Ленинградской области в 2012-2014 гг."


№ Содержание мероприятия Ответст- Сроки Коды Объем расходов Планируемые показатели результатов деятельности
п/п венный испол- эконо- на реализацию
исполни- нения мичес- мероприятия,
тель кой тыс. руб.
клас-
сифи- 2012 2013 2014 Наименование Еди- Промежуточное Целевое
кации г. г. г. ница значение (не- значение
изме- посредственный (конеч-
рения результат ный
мероприятия) резуль-
тат)

1. Совершенствование Комитет 2012- Текущее Принятые Ед. 2 2 2 6
нормативно-правового по 2014 финансирование нормативные
обеспечения в сфере развитию гг. правовые акты КРМСБ
развития торговой малого, и ПР в сфере
деятельности торговли, среднего развития торговой
принятие и(или) внесение бизнеса и деятельности
необходимых изменений и потреби-
дополнений в тельского
региональные нормативные рынка
правовые акты в целях их (далее -
приведения в КРМСБ и
соответствие с ПР)
федеральным
законодательством об
основах государственного
регулирования торговой
деятельности

2. Мониторинг принятия КРМСБ и 2012- Текущее Количество Ед. 125 135 140 140
органами местного ПР 2014 финансирование мониторингов
самоуправления городских гг. муниципальных
и сельских поселений, образований
Сосновоборского городских, сельских
городского округа поселений,
Ленинградской области Сосновоборского
нормативных правовых городского округа
актов по вопросу Ленинградской
определения мест области, в которых
массового скопления приняты нормативные
граждан и мест правовые акты по
нахождения источников вопросу определения
повышенной опасности, на мест массового
которых не допускается скопления граждан и
розничная продажа мест нахождения
алкогольной продукции источников
повышенной
опасности, на
которых не
допускается
розничная продажа
алкогольной
продукции

3. Мониторинг исполнения КРМСБ и 2012- Текущее Количество Ед. 14 16 18 18
органами местного ПР 2014 финансирование мониторингов
самоуправления гг. муниципальных
муниципальных районов, районов, в которых
Сосновоборского минимальная
городского округа обеспеченность
требований постановления населения площадью
Правительства торговых объектов
Ленинградской области от на 1000 жителей
11.07.2011 № 210 "О превышает
внесении изменений в установленные
постановление нормативы
Правительства
Ленинградской области от
19 августа 2010 г. № 219
"О проекте областного
закона "О Концепции
социально-экономического
развития Ленинградской
области на
стратегическую
перспективу до 2025
года" и утверждении
Сводного перечня целей и
задач Правительства
Ленинградской области по
социально-экономическому
развитию Ленинградской
области на период до
2013 года и
стратегическую
перспективу до 2025
года", которым
утверждена минимальная
обеспеченность населения
площадью торговых
объектов на 1000 жителей

4. Мониторинг принятия КРМСБ и 2012- Текущее Количество Ед. 120 135 145 145
нормативных правовых ПР 2014 финансирование мониторингов
актов, разработанных в гг. муниципальных
соответствии с приказом образований
комитета по развитию городских, сельских
малого, среднего бизнеса поселений,
и потребительского рынка Сосновоборского
от 28.09.2011 № 24 городского округа
органами местного Ленинградской
самоуправления городских области, в которых
и сельских поселений, утверждены схемы
Сосновоборского размещения
городского округа нестационарных
Ленинградской области по торговых объектов,
вопросу разработки и расположенных на
утверждения органами земельных участках,
местного самоуправления в зданиях,
схем размещения строениях,
нестационарных торговых сооружениях,
объектов, расположенных находящихся в
на земельных участках, в государственной и
зданиях, строениях, муниципальной
сооружениях, находящихся собственности
в государственной и
муниципальной
собственности (далее -
Схемы)

5. Формирование торгового КРМСБ и 2012- Текущее Наличие торгового Ед. 1 1 1 1
реестра Ленинградской ПР 2014 финансирование реестра
области в соответствии с гг. Ленинградской
приказом КРМСБ и ПР от области
17.03.2011 № 3 "Об
утверждении порядка
организации работы по
сбору сведений для
формирования и ведения
торгового реестра
Ленинградской области",
включающего сведения о
хозяйствующих субъектах,
осуществляющих
деятельность в сфере
оптовой и розничной
торговли

6. Формирование реестра КРМСБ и 2012- Текущее Наличие реестра Ед. 1 1 1 1
розничных рынков ПР 2014 финансирование розничных рынков
Ленинградской области в гг. Ленинградской
соответствии с порядком, области
утвержденным
постановлением
Правительства
Ленинградской области от
29.05.2007 № 121 "Об
организации розничных
рынков Ленинградской
области"

7 Размещение на КРМСБ и 2012- Текущее Количество ярмарок, Ед. 175 180 190 545
официальном портале ПР 2014 финансирование информация о
Правительства гг. проведении которых
Ленинградской области на размещена на сайте
сайте КРМСБ и ПР КРМСБ и ПР
www.small.lenobl.ru www.small.lenobl.ru
информации о проведении в сети Интернет
ярмарок "выходного дня",
сезонных, тематических
на территориях
муниципальных
образований
Ленинградской области

8 Мониторинг исполнения КРМСБ и 2012- Текущее Количество Ед. 18 18 19 19
управляющими рынками ПР 2014 финансирование розничных рынков,
компаний требований гг. управляющие
Федерального закона от компании которых
30 декабря 2006 г. осуществили перевод
№ 271-ФЗ "О розничных хозяйствующих
рынках и о внесении субъектов из
изменений в Трудовой временных
кодекс Российской сооружений в
Федерации" по переводу капитальные здания
хозяйствующих субъектов,
осуществляющих
деятельность по продаже
товаров (выполнению
работ, оказанию услуг)
на рынках, из временных
сооружений в капитальные
здания, строения,
сооружения (2012-2014
гг.)

9. Субсидии организациям КРМСБ и 2012- 242 23850 23962,5 26570 Количество Ед. 10 12 13 35
потребительской ПР 2014 организаций
кооперации, входящим в гг. потребительской
Ленинградский областной кооперации,
союз потребительских входящих в состав
обществ, для компенсации ЛОСПО, получивших
части затрат, связанных субсидии согласно
с уплатой процентов за настоящему
пользование кредитами, мероприятию
полученными в российских
кредитных организациях,
и(или) уплатой первого
взноса при заключении
договора лизинга
оборудования, и(или)
уплатой лизинговых
платежей в части дохода
лизингодателя, и(или)
получением сертификатов
и(или) деклараций о
соответствии продукции
требованиям
законодательства
Российской Федерации
и(или) техническим
регламентам Российской
Федерации, и(или)
участием в выставочно-
ярмарочных мероприятиях,
в том числе за рубежом
(2012-2014 гг.)

Всего по мероприятиям (по годам) 23850 23962,5 26570

Итого по Программе 74382,5



------------------------------------------------------------------