Решение Ленинградского областного суда от 17.09.2013 по делу N 3-51/2013 <О признании недействующей части 11 пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 258, в части слов "и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет">



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. по делу № 3-51/2013

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора - Сирачук Е.С.,
при секретаре - П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими частей 10 и 11 пункта 5, пункта 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 (в части),

установил:

подпункт (часть) 10 пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" предусматривает, что граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, до 1 сентября 2011 года представляют в администрации муниципальных районов и городского округа (далее - администрации муниципальных образований), к заявлению, подписанному гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку:
выписку из технического паспорта жилого помещения или справку органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающую размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и(или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, в случаях:
отчуждения (продажи, дарения) гражданином и(или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и(или) членам его семьи на праве собственности;
принятия гражданином и(или) членами его семьи решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее ему и(или) членам его семьи на праве собственности, или принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма;
Согласно подпункту (части) 11 пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, до 1 сентября 2011 года представляют в администрации муниципальных районов и городского округа (далее - администрации муниципальных образований), к заявлению, подписанному гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку:
документы с мест жительства граждан и членов их семей о наличии (отсутствии) у граждан и членов их семей жилых помещений в собственности и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет (справки (сообщения) уполномоченного органа).
Представляемые гражданами копии документов должны быть нотариально удостоверены. Представление копий, не имеющих нотариального удостоверения, допускается только при условии предъявления оригинала.
В соответствии с пунктом 12 названного Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, при предоставлении жилого помещения учитываются следующие обстоятельства:
гражданином и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (приложение 4 к настоящему Порядку);
гражданином и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и(или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (приложение 4 к настоящему Порядку).
В случае отчуждения (продажи, дарения) гражданином принадлежащего ему и(или) членам его семьи жилого помещения на праве собственности или принятия решения не отчуждать принадлежащее ему и(или) членам его семьи такое жилое помещение размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормой, указанной в пункте 13 настоящего Порядка, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
В случае если размер общей площади предоставляемого жилого помещения составит менее 36 квадратных метров, гражданину предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам, имеющим в собственности жилые помещения, учитывается площадь жилых помещений, находящихся в собственности его и(или) членов его семьи (за исключением жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания).
К., уволенный с военной службы, обратился в Ленинградский областной суд с заявлением, в котором просит признать недействующими:
- часть 10 пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258, в части требования о предоставлении гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в администрации муниципальных образованиях выписки из технического паспорта жилого помещения или справки органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающую размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и(или) членов его семьи и приобретенных в собственность после 1 марта 2005 года;
- часть 11 пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258, в части требования о представлении гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в администрации муниципальных образований документов с места жительства граждан и членов их семей о наличии (отсутствии) у граждан и членов их семей в собственности жилых помещений, приобретенных в собственность после 1 марта 2005 года, и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет (справки (сообщения) уполномоченного органа);
- пункта 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258, в части учета при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам, имеющим в собственности жилые помещения, площади жилых помещений, находящихся в собственности его и(или) членов его семьи (за исключением жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания), в случае наличия в собственности граждан и(или) членов его семьи жилых помещений, приобретенных в собственность после 1 марта 2005 года.
В обоснование требований указал, что в 1996 году заявитель на состав семьи из 4 человек был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в названном муниципальном образовании. Однако решением администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области ему отказано в предоставлении жилого помещения за счет федерального бюджета, а решением суда заявителю отказано в удовлетворении исковых требований об обязании предоставить жилое помещение за счет средств федерального бюджета. Основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований явились части 10 и 11 пункта 5, пункт 12 названного выше Порядка, в части учета при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам, имеющейся у граждан площади жилых помещений, находящихся в собственности его и(или) членов его семьи (за исключением жилого помещения, признанного в усыновленном порядке непригодным для постоянного проживания). Заявитель полагает, что части 10 и 11 пункта 5, пункт 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258 противоречат ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ч. 3 ст. 1, ч. 8 ст. 5, ст. 53, п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56, ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 7, 30 - 32 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054) и нарушают его права и свободы, гарантированные статьями 1, 2, 7, 15, 18, 19, 23, 27, 35, 37, 38, 40, 55 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании К. заявленные требования поддерживает, ссылаясь на правовые позиции, закрепленные в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 № 9-П, от 15.10.2012 № 21-П, которыми подтверждена обязанность государства по обеспечению гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, жильем в одной из предусмотренных п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору. Довод представителя заинтересованного лица об отсутствии каких-либо ограничений при установлении Порядка согласно Федеральному закону от 08.12.2010 № 342-ФЗ не соответствует положениям ч.ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ. Указанное толкование может привести к различиям при реализации права на жилище одной категории граждан, что недопустимо согласно правовым позициям, закрепленным и названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.10.2012 № 21-П. В законодательных актах отсутствует указание на то, что при обеспечении жильем надлежит учитывать жилье, находящееся в собственности гражданина и членов его семьи. Оспариваемые положения в части распространения положений ч. 8 ст. 57 ЖК РФ не только на занимаемые жилые помещения, но и на все жилые помещения, в том числе и на находящиеся в собственности гражданина и(или) членов его семьи независимо от времени их приобретения, противоречат названной федеральной норме.
В письменном возражении представитель правительства Ленинградской области Я. просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят правительством Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в объеме полномочий, предоставленных областным законом Ленинградской области от 18.07.2011 № 57-оз. Оспариваемые региональные нормы основаны на ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, соответствуют правовым позициям, закрепленным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 № 1476-О-О и не умаляют гарантированное право граждан данной категории на улучшение жилищных условий.
В судебном заседании представитель правительства Ленинградской области Я. просит в удовлетворении заявленных требований отказать по приведенным в возражениях основаниям, отмечает, что оспариваемое постановление не нарушает порядок обеспечения жильем льготных категорий граждан и направлено на обеспечение граждан жильем с учетом их нуждаемости. Оспариваемый Порядок не ограничивает и не нарушает прав заявителя.
Участвующий в деле прокурор Сирачук Е.С. полагает, что Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма принят с соблюдением действующего федерального законодательства, в частности с соблюдением требований ст.ст. 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и законных интересов и прав заявителя не нарушает. Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм федерального законодательства.
Изучив материалы дела, заслушав К., представителя Правительства Ленинградской области Я., а также заключение участвующего в деле прокурора Сирачук Е.С., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающихся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.
Социальная защита, социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (пункты "ж" и "к" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации приведены правовые основания признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Во второй части названной федеральной правовой нормы оговорено, что при наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (содержащей правовые основания и условия и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (часть 7). При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (часть 8). Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (часть 9).
В силу статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункты 1 и 2.1 статьи 15).
В статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" определены категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, и на которых распространяется порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
На основании статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" федеральный законодатель передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", жилыми помещениями, а именно по предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно, по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 06.09.1998 № 1054, которым утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Подпунктом "а" пункта 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано в месячный срок обеспечить разработку нормативных правовых актов и иных документы в соответствии с данными Правилами.
В пункте 7 названных Правил перечислены основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, к которым, в том числе относятся: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункты "а" и "б"). Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в том числе и в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) (подпункт "а" пункта 10 Правил).
В пунктах 30 и 31 названных Правил определен порядок распределения государственных жилищных сертификатов и обстоятельства, которые надлежит учитывать при определении размера предоставляемого жилья.
В пункте 32 данных Правил перечислены документы, которые должны быть представлены для получения ордера на жилое помещение, к которым, в том числе относятся: справки об отсутствии забронированного и приватизированного жилья, о снятии с регистрационного учета по месту пребывания или документы о выписке с прежнего места жительства всех членов семьи.
В целях реализации положений абзаца первого пункта 2.1 статьи 15 и абзаца третьего пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон № 76-ФЗ), а также статей 2 и 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - Закон № 342-ФЗ) принят областной закон Ленинградской области от 18.07.2011 № 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан". Названным областным законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан (статья 1). В пункте 1 статьи 3 областного закона перечислены категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и в отношении которых органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями. Согласно пункту 3 статьи 3 областного закона порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, и к ним приравненным лицам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется правительством Ленинградской области.
17 августа 2011 года постановлением правительства Ленинградской области № 258 утверждены: Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма (приложение 1) и Порядок предоставления отдельным категориям граждан единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (приложение 2). Постановление правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258 с приложениями 1 и 2 опубликовано в официальном издании Ленинградской области - в Вестнике Правительства Ленинградской области № 75, 21.09.2011, и вступило в законную силу.
В преамбуле данного постановления отражено, что оно принято в соответствии с федеральными законами от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", областным законом от 18.07.2011 № 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан".
Согласно пункту 1 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258, указанный Порядок разработан в целях реализации Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и областного закона от 18.07.2011 № 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категории граждан". Право на предоставление жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, построенных (приобретенных) администрациями муниципальных районов и городского округа за счет субвенций областному бюджету Ленинградской области из федерального бюджета (далее - жилые помещения), имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 3 областного закона от 18 июля 2011 года № 57-оз (пункт 2 названного Порядка).
Приведенные выше нормы указанного Порядка и оспариваются заявителем (в части) по основанию противоречия их нормам федерального законодательства и нарушения его прав.

По делу установлено, что К. уволен с военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации по в запас по ст. 49 ч. 2 п. "а" Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с 1 апреля 1996 года. Постановлением администрации муниципального образования "Город Гатчина" от 12.03.1996 № 177/6 заявитель на состав семьи из 4 человек был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в названном муниципальном образовании. Решением администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 11.04.2012 заявителю отказано в предоставлении жилого помещения за счет федерального бюджета согласно п. 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258 по тем основаниям, что в собственности дочери заявителя имеется доля в квартире. Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 08.05.2013 по гражданскому делу № 2-1398/2013 заявителю отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, правительству Ленинградской области, администрации МО "Город Гатчина" об обязании предоставить жилое помещение за счет средств федерального бюджета. Решение суда заявителем не оспорено и вступило в законную силу.
При рассмотрении заявленных требований суд учитывает, что в силу пункта 2 статьи 3 названного Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ право на установление порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым в соответствии с настоящим Федеральным законом (круг лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями указан в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ), жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения предоставлено именно субъектам Российской Федерации.
Установив изложенные выше обстоятельств, проанализировав и изучив вышеуказанные федеральные нормы, суд считает, что оспариваемый заявителем (в части) порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма утвержден правительством Ленинградской области в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и пунктом 3 статьи 3 областного закона Ленинградской области от 18.07.2011 № 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан".

Пункт 2.1 статьи 15, статья 15.1 Федерального закона от 27.06.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ), положения Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", а также приведенные выше положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054 не содержат норм, устанавливающих в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации иные, отличные от установленных в статьях 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок и условия предоставления жилого помещения в части определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения для решения вопроса об обеспечении жилыми помещениями, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности.
Следовательно, положения части 10 и 11 пункта 5 Порядка, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258 (приложение № 1) в оспариваемой части о представлении гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, для обеспечения жилыми помещениями в администрации муниципальных образованиях выписки из технического паспорта жилого помещения или справки органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающую размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и(или) членов его семьи и приобретенных в собственность после 1 марта 2005 года и о предоставлении документов с места жительства граждан и членов их семей о наличии (отсутствии) у граждан и членов их семей в собственности жилых помещений, приобретенных в собственность после 1 марта 2005 года (справки (сообщения) уполномоченного органа), а также и оспариваемое положение пункта 12 Порядка об учете при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам, имеющим в собственности жилые помещения, площади жилых помещений, находящихся в собственности его и(или) членов его семьи (за исключением жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания) в случае наличия в собственности граждан и(или) членов его семьи жилых помещений, приобретенных в собственность после 1 марта 2005 года, направлены на реализацию требований части 2 статьи 51, части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствует им в полном объеме.
Доводы заявителя в указанной части основаны на неверном толковании положений федерального законодательства.
В частности, не может быть признана обоснованной ссылка заявителя на нарушение положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", положений ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как оспариваемые региональные нормы не регулируют вопроса о снятии граждан с учета, как нуждающихся в жилых помещениях. Пункты 7, 30 - 32 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054, также не отменяют требований части 2 статьи 51, части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации об определении уровня обеспеченности жильем при разрешении вопроса о предоставлении жилых помещений исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений (как занимаемых по договорам социального найма, так и(или) принадлежащих им на праве собственности).
Указание заявителя на правовые позиции, закрепленные в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 № 9-П, от 15.10.2012 № 21-П, которыми подтверждена обязанность государства по обеспечению гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, жильем в одной из предусмотренных п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору не может быть признано обоснованным, так как не содержат положений, оспаривающих положения об обязательности обеспечения гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, жильем в установленном названным федеральным законом порядке.
В то же время, требование заявителя о признании недействующей части 11 (подпункта) пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан", в части слов "и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет" является обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма подлежат учету только те действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Только указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Часть (подпункт 11) пункта 5 названного Порядка содержит требование о предоставлении документов с мест жительства граждан и членов их семей о наличии (отсутствии) у граждан и членов их семей жилых помещений в собственности и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет (справки (сообщения) уполномоченного органа) безотносительно к тому, привели ли эти сделки к уменьшению занимаемых жилых помещений или к их отчуждению или нет.
Следовательно, в части слов "и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет" часть (подпункт 11) пункта 5 Порядка, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258 противоречит части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В названной части региональная норма нарушает права заявителя, как лица, поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и подлежащего обеспечению жилыми помещениями в соответствии с указанным Порядком.
Поэтому в указанной части оспариваемая часть (подпункт) 11 пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258 подлежит признанию недействующей. Учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что постановление правительства Ленинградской области от 17.08.2011 и утвержденный им Порядок, применялись, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд считает, что часть (подпункт) 11 пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан", в части слов "и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет" надлежит признать недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части доводы заявителя основаны на неверном понимании и толковании названных норм федерального и областного законодательства и по приведенным выше основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление К. о признании недействующими частей 10 и 11 пункта 5, пункта 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" (в части) удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда часть 11 пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан", в части слов "и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет".
В удовлетворении иной части заявленных требований, а именно в части требований о признании недействующими:
части 10 пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258, в части требования о предоставлении гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в администрации муниципальных образованиях выписки из технического паспорта жилого помещения или справки органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающую размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и(или) членов его семьи и приобретенных в собственность после 1 марта 2005 года;
- части 11 пункта 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258, в части требования о представлении гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в администрации муниципальных образований документов с места жительства граждан и членов их семей о наличии (отсутствии) у граждан и членов их семей в собственности жилых помещений, приобретенных в собственность после 1 марта 2005 года (справки (сообщения) уполномоченного органа);
- пункта 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 258, в части учета при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам, имеющим в собственности жилые помещения, площади жилых помещений, находящихся в собственности его и(или) членов его семьи (за исключением жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания), в случае наличия в собственности граждан и(или) членов его семьи жилых помещений, приобретенных в собственность после 1 марта 2005 года, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Е.Е.Морозкова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2013 года.


------------------------------------------------------------------