Решение Ленинградского областного суда от 02.10.2013 по делу N 3-47/2013 <О признании недействующими приложений 1, 2, 3, 4 к постановлению Правительства Ленинградской области от 11.02.2013 N 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета">



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. по делу № 3-47/2013

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Кичаевой О.А.,
при секретаре П.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО <...> о признании недействующим постановления правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" в части,

установил:

11 февраля 2013 года правительством Ленинградской области принято постановление № 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета". Постановлением правительства Ленинградской области от 28.06.2013 № 180 изменена редакция вышеназванного постановления правительства Ленинградской области.
Пунктом 1 названного постановления правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 утверждены, следующие нормативы:
- нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ленинградской области при отсутствии приборов учета согласно приложению № 1;
- нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Ленинградской области при отсутствии приборов учета согласно приложению № 2. Данный норматив установлен по пяти группам электроприемников: А, Б, В, Г (подгруппы Г1 и Г2), Д и дифференцирован в зависимости от этажности здания: 1-2, 3-4, 5, 6-9, 10-15, 16-22;
- нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ленинградской области, оборудованных электроводонагревателями, при отсутствии приборов учета согласно приложению № 3; норматив устанавливает объем потребления электрической энергии для нагрева одного кубического метра воды (кВт.ч в год) и дифференцирован в зависимости от типа трубопровода: изолированный трубопровод и неизолированный трубопровод;
- нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельных участков и надворных построек на территории Ленинградской области при отсутствии приборов учета согласно приложению № 4; данным нормативом установлен норматив потребления электрической энергии на одну голову животного соответствующего вида, а именно: корова, свинья, овца, птица. Норматив дифференцирован в зависимости от направления использования: освещение, приготовление кормов, подогрев воды, обогрев молодняка, доение коров, сепарирование, стрижка овец, инкубация, водоснабжение. Таблица, в которой содержатся указанные нормативы, имеет строку с наименованием "итого".
Постановление правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 (с внесенными изменениями) опубликовано в официальной издании Ленинградской области, вступило в законную силу и является действующим.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) <...>, являясь гарантирующим поставщиком электроэнергии, обратилось в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" в части Приложения № 1, Приложения № 2, Приложения № 3 и Приложения № 4. В заявлении от 09.09.2013 ООО <...> просит признать недействующим названное постановление правительства Ленинградской области в указанной части с момента его принятия. В последующих письменных пояснениях дополнено обоснование заявленных требований.
Согласно позиции заявителя, нормативы, содержащиеся в приложениях N№ 1, 2, 3, 4 к оспариваемому региональному нормативному правовому акту определены с грубыми нарушениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила). Так, из содержания приложений N№ 1 - 4 к названному постановлению правительства Ленинградской области следует, что при их установлении применен расчетный метод. Однако, в нарушение п. 23 названных Правил в оспариваемом нормативном правовом акте не указан метод, который применен при установлении нормативов. Вывод о невозможности применения метода аналогов при установлении нормативов не обоснован и не мотивирован. Избрание расчетного метода для установлении нормативов противоречит п. 22 Правил.
Так как нормативы потребления электроэнергии в жилых помещениях (приложение 1), утвержденные постановлением правительства Ленинградской области от 11.02.2013 325, значительно ниже ранее действующих, утвержденных постановлением правительства Ленинградской области от 24.05.2011, то с учетом увеличения объема потребления населением электроэнергии, названное постановление правительства Ленинградской области в указанной части не соответствует ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном домах на территории Ленинградской области при отсутствии приборов учета (приложение 2) установлен по пяти группам электроприемников и дифференцирован в зависимости от этажности, что не предусмотрено п. 37 раздела II Приложения к Правилам.
Несмотря на утверждение правительством Ленинградской области отдельного норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ленинградской области, оборудованных электроводонагревателями, при отсутствии приборов учета согласно приложению 3, Правилами не предусмотрено утверждение отдельного норматива потребления электроэнергии электроводонагревателями. В нарушение п. 7 Правил в приложении 3 постановления правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 в качестве единицы измерения норматива потребления электрической энергии указано кВтч на 1 кубический метр воды в год. При этом норматив (содержащийся в приложении 3) дифференцирован в зависимости от типа водопровода. Указанный норматив не соответствует и п. 5 Правил, так как определен в расчете на год, а не на месяц. Указанный норматив не дифференцирован в соответствии с требованиями п. 11 Правил. Из анализа формулы в п. 4 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 следует, что структура и содержание данной формулы не предусматривает возможность начисления платы за электрическую энергию ни по двум нормативам одновременно, ни в единицах измерения, отличных от указанных в п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Норматив, содержащийся в приложении 3, в нарушение п. 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, не включен в нормативы потребления электрической энергии в жилых помещениях.
В нарушение п. 50 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельных участков и надворных построек на территории Ленинградской области при отсутствии приборов учета (приложение 4) установлен в отношении направлений использования, не предусмотренной данной нормой (доение коров, сепарирование и стрижка овец, инкубация, водоснабжение) и в отношении только части сельскохозяйственных животных (коровы, свиньи овцы и птица). В отношении лошадей и коз норматив не установлен. Указанное нарушение делает невозможным для ООО <...> взимать плату за коммунальную услугу по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для содержания иных сельскохозяйственных животных. Постановление правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 в оспариваемой части лишает заявителя права на осуществление расчетов по обоснованным и законным нормативам потребления электрической энергии, в некоторых случаях делает невозможным расчет объема потребляемой электрической энергии и соответственно лишает возможности ООО <...> осуществлять расчет и взимать плату за потребленную электрическую энергию.
В судебном заседании 27 сентября 2013 года представитель ООО <...> П.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлениях и письменных дополнениях, сославшись на то, что с учетом требований п.п. 32 - 34 Правил довод представителей правительства Ленинградской области об отсутствии точных данных об общем количестве многоквартирных домов, не свидетельствует о невозможности применения метода аналогов для установления нормативов. В силу названной федеральной нормы правительству надлежало представить исполнителю сведения о наличии групп домов имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а не данные об общем количестве домов по Ленинградской области, что правительством не выполнено. Расчет нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Ленинградской области при отсутствии приборов учета в отчете произведен неверно. Удельные нормы расхода электроэнергии, взятые из Приказа № 283, поделены на 12, но данная величина должна быть умножена на площадь помещений многоквартирных домов. Довод о том, что метод аналогов не мог быть использован из-за срока, установленного п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 № 354, необоснован, так как данный срок являлся рекомендательным.
В судебном заседании представитель ООО <...> М.Д. просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме по тем доводам, которые изложены в заявлениях и письменных объяснениях представителей. Отмечает, что представленные статистические формы об общем количестве домов не свидетельствуют о том, что отсутствовала возможность расчета нормативов методом аналогов. Соответствующая информация правительством не запрашивалась. Представленные статистические формы не содержали необходимой информации. Довод о сокращенных сроках не соответствует действительности. Также представлены доказательства, подтверждающие неправильное применение расчетного метода при установлении нормативов. Нормативы не соответствуют законодательству об энергосбережении. С одной стороны, в целом, применяя нормативы, установленные оспариваемым постановлением правительства Ленинградской области, общество несет финансовые потери. С другой стороны, полагает, что нормативы, содержащиеся в приложении 3, и противоречащие названным федеральным Правилам, применить невозможно.

В письменных возражениях представитель правительства Ленинградской области Т.А. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, считая, что оспариваемое постановление принято правительством в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, от 23.05.2006 № 306 и ссылаясь на те расчеты, которые присутствуют в отчете исполнителя. Исходя из неоднозначной информации, содержащейся в паспортах муниципальных образований, в иных статистических формах, сокращенного срока разработки нормативов (п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354) и невозможности вследствие изложенного осуществить выборку в соответствии с формулами 2 и 3 приложения к Правилам, и было принято решение о разработке нормативов расчетным методом. Согласно же п. 20 Правил нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода. Доказательств, подтверждающих, что оспариваемое постановление принято с нарушением ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, не имеется. Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению приняты в соответствии с формулами 29, 32, 33 и таблицей 6 приложения к Правилам. Так, согласно таблице 6 и п.п. 33 и 34 приложения к Правилам при определении нормативов устанавливается именно объем годового потребления электрической энергии. Приложение 4 соответствует п. 51 Правил, расчет нормативов произведен в соответствии с таблицей 30 приложения к Правилам, с учетом Методики определения потребности средств электроснабжения для социального развития села, утвержденного Министерством сельского хозяйства от 27.12.2001 (протокол № 41). Кроме этого, в силу положений ч. 3 ст. 22 ГПК РФ и изложенных доводов, обществом избран способ защиты, не соответствующий законодательству.
В ходе судебного разбирательства представитель правительства Ленинградской области О.А. просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, указанным в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель правительства Ленинградской области Б.А. просит в удовлетворении заявленных требований отказать по тем доводам, которые приведены в письменных возражениях. Ссылается на то, что все представленные статистические данные не совпадают по количеству многоквартирных домов и по оснащению общедомовыми приборами учета. Снять данные по показателям приборов в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, не представлялось возможным. Статистические данные о росте потребления электроэнергии заявителем не представлялись. Заключением специалиста даны все необходимые пояснения и расчеты в отношении приложения № 3. В отношении Приложения № 2 обращает внимание на то, что категории оборудования, установленные оспариваемым постановлением, включают в себя все предусмотренные законодательством требования.
В судебном заседании представитель правительства Ленинградской области Т.А. поддерживает позицию, отраженную в отзыве на заявление. Полагает, что в ходе судебного разбирательства представлены необходимые статистические данные и паспорта муниципальных образований. Правильность позиции правительства Ленинградской области подтверждается и судебной практикой. Отмечает, что в отношении практического применения Приложения № 3 специалист полностью отразил в отчете необходимые расчеты. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Участвующий в деле прокурор Кичаева О.А. считает, что требования заявителей подлежат удовлетворению; полагает, что приложение № 1 и приложение № 2 противоречат требованиям п. 22 Правил, так как не представлено доказательств, подтверждающих невозможность применения метода аналогов по причине отсутствия данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Правительством Ленинградской области не выполнена процессуальная обязанность, предусмотренная ст. 249 ГПК РФ. При расчете нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для граждан на общедомовые нужды расчетным методом выявлено, что нормативы определены с нарушением требований п. 37 раздела II приложения к Правилам. Правительством Ленинградской области, при применении расчетного метода при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для граждан на общедомовые нужды, использовался такой критерий как дифференциация в зависимости от этажности здания; установление дифференцированных нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды для граждан, проживающих в домах различной этажности, не соответствует принципу равенства граждан в жилищной сфере. Дифференциация по группам оборудования, установленная Приложением № 2 оспариваемого нормативного правового акта также противоречит обозначенным выше нормам. Приложение № 3 не соответствует требованиям, предусмотренным п.п. 7 и 27 Правил, а также п.п. 33, 34, 35, 36 раздела II приложения к Правилам. Приложение № 4 не соответствует требованиям пункта 50 Правил, поскольку устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжения при использовании земельных участков и надворных построек только в отношении отдельных видов животных, в частности, в отношении коров, свиней, овец и птиц. В отношении остальных видов животных данный норматив не разработан. Таким образом, в данной части оспариваемый нормативный правовой акт вызывает неоднозначность толкования.
Изучив материалы дела, заслушав представителей ООО <...> П.Е. и М.Д., представителей правительства Ленинградской области Б.А., О.А., Т.А., заключение участвующего в деле прокурора Кичаевой О.А., исследовав и оценив представленные доказательства, обозрев Отчет по разработке нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) применяемых для расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета на территории Ленинградской области, заслушав устные пояснения специалиста и изучив его письменные пояснения согласно ст. 67 ГПК РФ в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона 184-ФЗ от 06.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23 мая 2006 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 306, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, от 28.03.2012 № 258, от 16.04.2013 № 344 внесены изменения в вышеназванное Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления.
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258, от 16.04.2013 № 344) определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (далее - Правила). К таким нормативам относятся: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях, норматив потреблений коммунальной услуги на общедомовые нужды, норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек (пункт 2 Правил). Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса (пункт 5 Правил). Единицей измерения норматива потребления коммунальной услуги в отношении электроснабжения в жилых помещениях кВт.ч на 1 человека (пункт 7 Правил).
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода; нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода (пункты 19 и 20 Правил). Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг методы указывают в нормативном правовом акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (пункты 22, 23 Правил).
В норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды (пункт 27 Правил).
Требования и особенности определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода установлены в VI разделе Правил; соответствующие формулы расчета нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода приведены в разделе II приложения к Правилам. Формулы расчета нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению содержатся в пунктах 30 - 38 раздела II приложения к Правилам.
Согласно статьям 3 и 35 Устава Ленинградской области Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области, который в силу статьи 157 Жилищного кодекса РФ полномочен утверждать нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению.
Согласно Уставу общества предметом деятельности ООО <...> является, в том числе: производство, передача электроэнергии, поставка электрической энергии потребителям, оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам (пункт 2.2 Устава ООО <...>).

Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области № 101-п от 13.11.2006 г. ООО <...> присвоен статус гарантирующего поставщика, осуществляющего деятельность на территории Ленинградской области с отражением границ деятельности ООО <...> на территории Ленинградской области (соответствующие электрические сети).
В соответствии с государственным контрактом от 27.07.2012 № 03 заключенным между Комитетом по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области и ООО <...>, техническим заданием, общество должно было разработать нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), предоставляемых в жилых помещениях, на общедомовые нужды, при использовании земельного участка и надворных построек. Разделом 2 Технического задания к основным направлениям работы отнесены: сбор исходной информации для выполнения разработки нормативов потребления коммунальных услуг; оценка достоверности исходных данных для выполнения работ по определению нормативов потребления коммунальных услуг; дифференциация многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории Ленинградской области по аналогии климатических условий относительно муниципальных районов Ленинградской области (проводится исполнителем самостоятельно), согласно приложению № 1 к настоящему техническому заданию; дифференциация многоквартирных домов и жилых домов, находящихся на территории Ленинградской области, по конструктивным и техническим параметрам, степени благоустройства (проводится исполнителем самостоятельно). В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома и жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; определение направления использования коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек; выбор и обоснование методов установления нормативов потребления в соответствии с правовыми основаниями согласно п. 1.2; разработка нормативов потребления коммунальных услуг.
В п. 1.2 технического задания в качестве правовых оснований для разработки нормативов потребления коммунальных услуг определены: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и решении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении правил установления нормативов потребления коммунальных услуг (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258); Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Представленный Отчет по разработке нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) применяемых для расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета на территории Ленинградской области, 2012 год состоит из 3 частей: общая часть (1), расчетно-аналитическая часть (2), выводы и рекомендации по установлению нормативов потребления коммунальных услуг (3).
В п. 1.3 раздела 1 Отчета имеется указание на то, что для разработки нормативов потребления коммунальных услуг был выбран расчетный метод в связи с невозможностью соблюдения условий для применения метода аналогов. Обоснование данного вывода в отчете отсутствует.
В пунктах 2.1.3, 2.2.3, 2.3.3 раздела 2 Отчета приведены расчеты нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, на общедомовые нужды, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек.
В пункте 3.6 раздела 3 Отчета содержатся предлагаемые нормативы по электроснабжению для жилых помещений в зависимости от количества комнат в квартире, количества человек, проживающих в квартире с дифференциацией в зависимости от типа плиты: газовая или электрическая. В этом же пункте указаны объемы годового потребления электрической энергии для нагрева 1 куб. м. воды (кВт.ч) в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домах, оборудованных электроводонагревателями в соответствии с проектами по 4 субзонам и в зависимости от типа трубопровода (изолированный или неизолированный).
В пункте 3.7 раздела 3 Отчета содержатся предлагаемые нормативы по электроснабжению на общедомовые нужды в виде таблицы с наименованием: удельные нормы расходы электроэнергии для групп потребителей W уд кВт.ч/мес на кв. м.; удельные нормы определены по 6 группам (А, Б, В, Г1, Г2, Д) и дифференцированы в зависимости от этажности на 6 строк (1-2, 3-4, 5, 6-9, 5, 6-9, 10-15, 16-22).
В пункте 3.8 раздела 3 Отчета указаны нормативы по электроснабжению при использовании земельных участков и надворных построек в виде таблицы с наименованием: расход электроэнергии на содержание одного животного (птицы) в ЛПХ (кВт x ч/мес). Норматив установлен для следующих направлений использования коммунального ресурса: освещение, приготовление кормов, подогрев воды, обогрев молодняка, доение коров, сепарирование, стрижка овец и дифференцирован в зависимости от вида животного (птицы): коровы, свиньи, овцы, птица. Таблица имеет строку под наименованием: итого.
В пояснительной записке к проекту постановления правительства Ленинградской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и электроснабжению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" отражено, что для разработки нормативов потребления коммунальных услуг был выбран расчетный метод с использованием формул приведенных в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с невозможностью соблюдения условий для применения метода аналогов. Обоснование данного вывода в пояснительной записке отсутствует.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий правительством Ленинградской области и принято постановление, которое оспаривается ООО <...>.
В судебном заседании генеральный директор ООО <...> ФИО10, привлеченный к участию в деле в качестве специалиста, пояснил, что метод установления нормативов потребления коммунальных услуг выбирали по согласованию с заказчиком. Получив необходимую информацию (паспорта домов, формы ЖКХ), пришли к выводу, что данных недостаточно для определения генеральной совокупности, то есть невозможно сделать необходимую выборку домов. Репрезентативность выборки не соответствовала общему количеству домов. Срок выполнения работ, установленный госконтрактом (до 1 сентября) не позволял снять показания приборов учета. Поэтому нормативы разрабатывались расчетным методом. В приложении № 3 допущена техническая ошибка, слов "1 куб. м" не должно быть. Расчет в данном случае производился на год по формуле 10 на стр. 45-47 Отчета. Норматив для жилых помещений с электроводонагревателями - самостоятельная величина. При наличии электроводонагревателей суммируются значения нормативов, установленных в приложениях N№ 1 и 3. Нормативы в приложении 2 рассчитаны в зависимости от наличия оборудования. При разработке нормативов, указанных в приложении № 4 учитывались рекомендации Министерства сельского хозяйства. В приложении № 4 также установлен итоговый норматив для сельскохозяйственных животных. В письменных пояснениях специалист ФИО10 дополнительно указал, что ДД.ММ.ГГГГ ООО <...> был направлен запрос в правительство Ленинградской области о представлении данных о количестве многоквартирных домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства. В результате были представлены статистические формы № 22-ЖКХ и № 1-жилфонд за 2011 год с указанием разного числа всех многоквартирных домов на территории Ленинградской области. По одной форме на территории области расположено 30760 домов, по другой - 51898 домов. Далее в письменных объяснениях специалист произвел расчет с применением метода аналогов с допуском (то есть с предположением), что все дома имеют аналогичные конструктивные и технические параметры. На основании расчетов определил, что объем предполагаемой в данном случае выборки должен быть 30759, в то время как в соответствии с данными ГИС "Энергоэффективность" на 12 декабря 2011 год приборами учета оснащено 1904 многоквартирных дома, что не позволяет снять показания с необходимого количества домов в определенные законодательно сроки. В формуле 11 отчета рассчитан объем годового потребления электроэнергии на нагрев 1 куб. м. воды. Специалист полагает, что при составлении конечного варианта Отчета в него не попали расчеты норматива, как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Расчет затрат на 1 куб. м. воды в год был произведен для упрощения расчетов при наличии приборов учета горячей воды. В приложении № 3 определено потребление холодной воды для нагрева в объеме 1 куб. м. в мес. или 12 куб. м. в год.
Сопоставительный анализ положений п.п. 13, 19, 20, 21, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома и климатическими условиями (п. 21 Правил). На основании приведенных выше правовых норм суд считает, что вывод об избрании метода установления нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды должен быть мотивирован.
В постановлении правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 в нарушение п. 23 Правил не указаны методы, применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг (в жилых помещениях и на общедомовые нужды). Из текста оспариваемых приложений N№ 1, 2, 3, 4 к названному региональному акту, из Отчета, пояснений специалиста, следует, что при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях (приложения N№ 1 и 3 к постановлению правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25), и установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (приложение № 2 к постановлению правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25) использовался расчетный метод, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства и представителями правительства Ленинградской области.
Между тем, в нарушение п.п. 21, 22 Правил вывод о невозможности применения метода аналогов при установлении указанных выше нормативов потребления коммунальных услуг ни в Отчете, ни в пояснительной записке не мотивирован и не обоснован. В Отчете (равно как и в пояснительной записке) имеется лишь ссылка на невозможность применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг.
Утверждение представителей правительства Ленинградской области о том, что невозможность применения метода аналогов вызвана отсутствием четких и однозначных данных о количестве многоквартирных домов, в подтверждение чего ими были представлены соответствующие статистические формы учета ЖКХ, паспорта муниципальных образований, является необоснованным.
Как следует из положений п.п. 21, 22 Правил при определении возможности применения метода аналогов надлежало проанализировать не данные об общем количестве многоквартирных жимов на территории Ленинградской области, а данные о возможности формирования выборки в отношении всех многоквартирных домов и жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Из письменных пояснений специалиста следует, что названные выше сведения ему не были предоставлены, были лишь представлены неоднозначные данные (статистические формы, паспорта домов) об общем количестве многоквартирных домов на территории Ленинградской области, на основании которых им и был сделан вывод о невозможности применения метода аналогов, что нашло отражение в Отчете.
Выводы специалиста в письменном пояснении (заключении) о невозможности применения метода аналогов основаны на расчетах, основанных на предположении о том, что все многоквартирные дома в области имеют аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а не на установленных при подготовке Отчета фактах. В данной части суд считает обоснованным ссылки представителей заявителя о предположительном характере представленных расчетов, которые не могли и не могут быть приняты в обоснование вывода о невозможности применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых домах и на общедомовые нужды.
С учетом изложенного в совокупности, суд считает, что представителями правительства Ленинградской области в нарушение требований ст. 249 ГПК РФ не доказана невозможность применения метода аналогов, так как не представлено доказательств, подтверждающих, что при выборе метода установления нормативов было проведено соответствующее исследование, в результате которого и было установлено отсутствие или недостаточность данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Суд также отмечает, что исходя из положений п. 22 Правил, отсутствие четких и однозначных данных о количестве многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации не является достаточным правовым основанием для вывода о невозможности применения метода аналогов для установления нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме этого, ни в Отчете, ни в пояснительной записке, ни в каком-либо другом документе, составленном на момент определения и установления нормативов и принятия оспариваемого нормативного правового акта, не указано, что именно изложенные обстоятельства привели к выводу о невозможности применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды, утвержденных постановлением правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25.
В указанной связи суд также считает не соответствующей п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 ссылку представителей правительства Ленинградской области на срок установления данных нормативов, так как в названном пункте федерального акта содержится рекомендация в адрес органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а не правовая обязанность по принятию нормативного правового акта в двухмесячный срок со дня вступления в силу соответствующих изменений. Поэтому не может быть признан обоснованным и довод о невозможности снятии данных с приборов учета.
Кроме этого, лишено правового основания и суждение о недопустимости снятия показаний приборов учета за период, предшествующий принятию названного выше Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в даты установленные п. 37 Правил, так как соответствующие оговорки в названном Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 отсутствуют.
Кроме этого, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды, при использовании земельных участков и надворных построек на территории Ленинградской области при отсутствии приборов учета установлены с применением расчетного метода с грубыми нарушениями требований Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила).
Проанализировав положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, суд считает обоснованным утверждение представителей об отсутствии отдельного норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в случае использования электроводонагревателей, так как названными Правилами не предусмотрена возможность установления и утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельного норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах, оборудованных электроводонагревателями, при отсутствии приборов учета (пункты 30 - 36 Приложения к Правилам). Более того, как следует из п. 27 Правил в данный норматив включается расход электрической энергии, необходимый для использования электроводонагревателей для нагрева воды.
Между тем, отдельный норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах и в жилых домах на территории Ленинградской области, оборудованных электроводонагревателями, при отсутствии приборов учета, утвержден постановлением правительства Ленинградской области от 11.02.2013 и содержится в приложении № 3 к данному постановлению. Указанным нормативом устанавливается объем потребления электрической энергии для нагрева одного кубического метра воды (кВт.ч в год) в зависимости от типа трубопровода: изолированный или неизолированный.
Таким образом, в данном нормативе используются единицы измерения, не предусмотренные п/п. "д" п. 7 Правил, и норматив определен не за период времени, предусмотренный п. 5 Правил (то есть не за месяц), а именно: 1 кВт.ч в год на нагрев 1 куб. метра воды.
Кроме этого, в расчетной части Отчета рассчитаны, и в п. 3.6 раздела 3 Отчета содержатся предлагаемые нормативы по электроснабжению для жилых помещений в зависимости от количества комнат в квартире, количества человек, проживающих в квартире с дифференциацией в зависимости от типа плиты: газовая или электрическая, а также определены не отдельные нормативы, а объемы годового потребления электрической энергии для нагрева 1 куб. м. воды (кВт.ч) в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домах, оборудованных электроводонагревателями в соответствии с проектами по 4 субзонам и в зависимости от типа трубопровода (изолированный или неизолированный). Изложенные обстоятельства также подтверждены и устными и письменными пояснениями специалиста, из которых следует, что им был разработан именно объем годового потребления электроэнергии на нагрев 1 куб. м. воды.
Таким образом, названным Отчетом не определялись и не устанавливались отдельные нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ленинградской области, оборудованных электроводонагревателями, при отсутствии приборов учета.
Поэтому, утверждение постановлением правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 в приложении № 3 отдельного норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ленинградской области, оборудованных электроводонагревателями, при отсутствии приборов учета, противоречит требованиям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила).
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Ленинградской области при отсутствии приборов учета, содержащиеся в приложении № 2 к постановлению правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25, рассчитаны не по трем группам оборудования, как предусмотрено п. 37 Приложения к Правилам, а по пяти группам электроприемников (отличных от названных выше трех групп по составу). Кроме этого, указанные нормативы дифференцированы в зависимости от количества этажей в здании, что названной выше федеральной нормой не предусмотрено.
В связи с этим, и приложение № 2 к постановлению правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 также не соответствует п. 37 приложения к Правилам.
Из положений п. 50, 51 Правил и п.п. 38, 39 Приложения к Правилам следует, что нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяются с учетом всех сельскохозяйственных животных в отношении каждого из направлений использования: освещения в целях содержания сельскохозяйственных животных; приготовления пищи и подогрева воды для сельскохозяйственных животных.
Между тем, в приложении № 4 к постановлению правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельных участков и надворных построек на территории Ленинградской области при отсутствии приборов учета только в отношении части сельскохозяйственных животных: коровы, свиньи, овцы, птицы.
С учетом изложенного, и приложение № 4 к постановлению правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 противоречит п. 50 Правил и п.п. 38, 39 приложения к Правилам.
В тоже время, наличие в приложении № 4 к названному постановлению правительства Ленинградской области, в том числе и дополнительных направлений использования, не указанных в п. 50 Правил, не является основанием для признания данного приложения недействующим в силу положений п. 51 данных Правил, предоставляющих уполномоченному органу право на установление нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек в отношении иных направлений использования коммунального ресурса.
Равно как и наличие в приложении № 4 графы под наименованием "Итого" не влияет на правомерность установленных нормативов, поскольку, как пояснил специалист, отражает лишь суммарный норматив для отдельного вида сельскохозяйственного животного для удобства использования.
При рассмотрении настоящего требования суд учитывает, что заявитель является гарантирующим поставщиком электроэнергии и осуществляет свою деятельность на территории Ленинградской области, оказывает услуги по поставке электроэнергии, в том числе и в случае отсутствия приборов учета. Следовательно, положения оспариваемого нормативного правового акта, устанавливающего нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета, затрагивают законные интересы и права заявителя.
Суд также считает правильным и утверждение заявителей о том, что наличие отдельного норматива в приложении № 3, утверждение нормативов, содержащихся в приложении № 4 не в отношении всех сельскохозяйственных животных, не только не соответствует требованиям приведенного выше федерального законодательства, но и приводит к неоднозначному толкованию и пониманию оспариваемого нормативного правового акта при его применении.
В соответствии с приведенными выше основаниями в совокупности, приложения № 1, № 2, № 3, № 4 к постановлению правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25, как противоречащие правовым нормам Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, подлежат признанию недействующими.
Руководствуясь статьей 253 ГПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства, суд считает, что оспариваемые приложения N№ 1, 2, 3, 4 к постановлению правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 надлежит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых приложений в соответствии с требованиями статьи 253 ГПК РФ недействующими с момента принятия по делу не имеется. Поэтому в удовлетворении требования в части признания недействующими приложений N№ 1, 2, 3, 4 постановления правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 с момента надлежит отказать.
Иные доводы и суждения представителей заявителя не являются правовыми основаниями к признанию недействующими оспариваемых областных норм.
Так, утверждение представителей заявителя о том. что при утверждении указанных выше нормативов должны соблюдаться требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ является по существу правильным. На необходимость учета положений названного федерального закона указано в п. 1.2 технического задания (приложения к госконтракту). Однако, по делу не представлено и не имеется доказательств, что при утверждении оспариваемых нормативов правительством Ленинградской области нарушены требования ст. 13 данного федерального закона.
В остальной части возражения представителей заинтересованного лица сводятся к неверному толкованию норм федерального законодательства. Ссылки же на те обстоятельства, что при разработке и утверждении были учтены соответствующие методики, в данном случае не имеют правового значения, так как постановление правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 в оспариваемой части противоречит федеральному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление ООО <...> о признании недействующим с момента принятия постановления правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" в части Приложения № 1, Приложения № 2, Приложения № 3 и Приложения № 4, удовлетворить частично.
Признать недействующими Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3, Приложение № 4 постановления правительства Ленинградской области от 11.02.2013 № 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявленных ООО <...> требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2013 года


------------------------------------------------------------------