Решение Ленинградского областного суда от 11.10.2013 по делу N 3-55/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 257 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается">



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2013 г. по делу № 3-55/2013

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании противоречащим закону и недействующим в части постановления правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 257 "Об утверждении перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается",

установил:

пунктом 1 постановления правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 257 "Об утверждении перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается" утвержден Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается.
Постановление правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 257 опубликовано в официальном издании правительства Ленинградской области, в Вестнике правительства Ленинградской области № 81, 21.11.2011. Постановление правительства Ленинградской области от 20.06.2012 № 209, которым внесены изменение в указанное постановление, опубликовано в официальном издании правительства Ленинградской области - в Вестнике правительства Ленинградской области № 67, 08.08.2012. Изменения, внесенные в указанное постановление правительства Ленинградской области от 17.08.2011 последующим постановлением правительства Ленинградской области от 22.08.2013 № 264 размещены на официальном портале Администрации Ленинградской области и вступили в силу.
Приложением к постановлению правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 257 является Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается (далее - Перечень).
Названный Перечень состоит из 6 разделов: раздел 1-1. Сельскохозяйственные угодья племенных заводов, племенных репродукторов, расположенные на территории Волосовского муниципального района; раздел 1-2. Графическое отображение особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Волосовского муниципального района Ленинградской области; раздел 2-1. Сельскохозяйственные угодья племенных заводов, племенных репродукторов, расположенные на территории Выборгского района Ленинградской области; раздел 2-2. Графическое отображение особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Выборгского района Ленинградской области; раздел 3-1. Сельскохозяйственные угодья племенных заводов, племенных репродукторов, расположенные на территории Приозерского муниципального района Ленинградской области; раздел 3-2. Графическое отображение особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Приозерского муниципального района Ленинградской области.
Графическое отображение особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в официальных изданиях Администрации Ленинградской области не приводится.
В раздел 3-1 Перечня, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 257 (с изменениями, внесенными постановлениями правительства Ленинградской области от 16.12.2011 № 438, от 20.06.2012 № 209, от 22.08.2013 № 264) включены сельскохозяйственные угодья следующих племенных заводов и племенных хозяйств: ЗАО ПЗ <...>; ЗАО ПЗ <...>; ЗАОПЗ <...>; ЗАО <...>; ЗАО <...>; ЗАО <...>; ЗАО <...>; ЗАО <...>; ЗАО <...> ООО <...>.
В сельскохозяйственные угодья ЗАО <...> входят, в том числе:
- сельскохозяйственные угодья с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., УПКСЗ - 3,49 руб/кв.м., расположенные: <...>, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства; список правообладателей приложен в выписке из ГКН от 26.10.2010 № 2703/202/10-1 4358; угодья находятся в общедолевой собственности; источник информации - КВ;
- сельскохозяйственные угодья с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенные в <...>, с разрешенным использованием: с/х назначение; являются общедолевой собственностью ЗАО <...>; источник информации - вхо, дкк.
А. обратился в Ленинградский областной суд с заявлением, в котором просил признать постановление правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 257 "Об утверждении перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается" противоречащим закону в части включения в указанный перечень земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>.
В заявлении от 01.10.2013 А. уточнил заявленные требования и просит признать постановление правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 257 "Об утверждении перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается" противоречащим закону в части включения в указанный перечень земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> посредством включения в перечень всего кадастрового квартала № <...>, в котором расположен указанный земельный участок. Указанный акт просит признать недействующим в части со дня вступления в законную силу судебного решения.
В обоснование заявления указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, который относится к землям сельхозназначения с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства. Оспариваемым постановлением правительства Ленинградской области земельный участок заявителя относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. Так как земельный участок находится в частной собственности, не используется для научных, исследовательских, плодопитомнических, семеноводческих, сортоиспытательных, селекционных целей, стационарные оросительные и закрытые осушительные системы на земельном участке отсутствуют, кадастровая стоимость земельного участка не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, а балл продуктивности (бонитет) участка ниже среднерайонного показателя, то в соответствии со ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12-1 областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" включение названного земельного участка в Перечень является незаконным, в связи с чем данное постановление в оспариваемой части подлежит признанию противоречащим закону, как нарушающее права заявителя. Заявитель полагает, что незаконное включение земельного участка в Перечень (с учетом положений п. 3 ст. 12-1 областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-о) нарушает его право на пользование земельным участком, на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую. По позиции заявителя, в нарушение п. 5 ст. 12-1 областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз в Перечень включен не земельный участок, а кадастровый квартал (КН <...>).
В ходе судебного разбирательства А. заявленные требования поддержал в полном объеме; отметил, что приобрел в собственность земельные доли; участок, из которого выделили 3 участка (собственником одного из которых и является заявитель) ранее имел кадастровый номер <...>. Последний был ранее выделен из земельного участка с кадастровым номером <...>. После формирования земельного участка и составления межевого плана, оформил собственность на земельный участок, которому присвоен кадастровый номер <...>.
В судебном заседании представитель заявителя З. требования просит удовлетворить по приведенным в совокупности основаниям. Указывает, что сведения о земельном участке заявителя внесены в кадастр недвижимости до принятия оспариваемого постановления. Поэтому считает, что оспариваемое постановление содержит неверные сведения об участках. Ссылка на то, что земельный участок заявителя выделен позднее из земельного участка с кадастровым номером <...> не соответствует фактическим обстоятельствам. Нахождение земель (кадастрового квартала) в общедолевой собственности ЗАО <...> не давало оснований для отнесения земель всего квартала к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. Кроме этого, в нарушение ст. 249 ГПК РФ представителем правительства Ленинградской области не представлено доказательств, подтверждающих, что на момент составления отчета и проекта постановления были представлены материалы, подтверждающие, что ЗАО <...> относилось к племенным хозяйствам. Однако, статус данного общества заявителем не оспаривается. Постановлением правительства Ленинградской области № 257 нарушены ч. 4 ст. 12 областного закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" и ст. 79 Земельного кодекса РФ.
В письменном возражении представитель правительства Ленинградской области Я. просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что оспариваемое постановление принято правительством в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доказательств нарушения прав заявителя не представлено.
В судебном заседании представитель правительства Ленинградской области Я. просит отказать в удовлетворении заявленных требований по изложенным основаниям. Ссылается на то, что оспариваемое постановление принято в соответствии со ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12-1 областного закона Ленинградской области от 02.12.2005. В результате подготовки перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий исполнителем был представлен отчет в виде бумажного носителя и картографических материалов. В судебном заседании материалы представлялись в электронном виде. Согласно отчету, исполнитель брал материалы внутрихозяйственной оценки, оцифрованные в программном обеспечении, и сопоставленные данные с земельной картой. В соответствии с таблицей 5 отчета появился перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий племенных заводов. Уполномоченным органом указано, что выполненные работы соответствуют действующему законодательству. Результаты по формированию перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий сформированы в 2010 году, а право собственности на земельный участок у заявителя оформлено в 2012 году. Перечень сельскохозяйственных предприятий уполномоченным органом представлялся исполнителю работ.
Участвующий в деле прокурор Чигаркина Е.Н. считает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать. Проанализировав федеральное и областное законодательство, полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований. Отмечает, что право собственности на земельный участок у заявителя возникло 24.09.2012. Считает, что рассматриваемый земельный участок образован путем выдела из паевых земель ЗАО <...>, отнесенных к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям в соответствии с Перечнем. Спорный земельный участок в соответствующий перечень земель включен как угодья племенных заводов, племенных репродукторов на основании отчета, поскольку на момент издания постановления сведений об иных собственниках у правительства не имелось.
Изучив материалы дела, заслушав заявителя А. и его представителя - З., представителя правительства Ленинградской области Я., заключение участвующего в деле прокурора Чигаркиной Е.Н., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Состав земель сельскохозяйственного назначения, порядок и особенности их использования урегулированы в главе XIV Земельного кодекса Российской Федерации, в Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В части 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации отражено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Особенности использования сельскохозяйственных угодий урегулированы статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации. В части 1 указанной федеральной нормы оговорено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Частью 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особо ценные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В части 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации оговорено, что использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В части 1 статьи 1 областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" определено, что правовое регулирование оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ленинградской области, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим областным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 12-1 областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на территории Ленинградской области относятся:
участки высокоплодородной пашни, используемые для научных, исследовательских, плодопитомнических, семеноводческих, сортоиспытательных, селекционных целей;
искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли с действующими стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами;
сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций, плодопитомнических и отдельных специализированных отраслевых сельскохозяйственных предприятий;
сельскохозяйственные угодья учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, сортоиспытательных участков;
сельскохозяйственные угодья школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на пятьдесят и более процентов;
сельскохозяйственные угодья, кадастровая оценка которых не проведена, с баллом продуктивности (бонитетом) выше среднерайонного показателя более чем на двадцать процентов;
сельскохозяйственные угодья племенных заводов, племенных репродукторов.
Перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области независимо от форм собственности на них в иные категории земель не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, не допускается. Отнесение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям осуществляется путем включения данных земель в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается (части 2 - 4 настоящей статьи).
Частями 5 и 6 названной областной нормы предусмотрено, что Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий из земельных участков, соответствующих критериям, определенным частью 1 настоящей статьи, формирует исполнительный орган государственной власти Ленинградской области, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса Ленинградской области. Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, утверждается в установленном порядке Правительством Ленинградской области.
26 августа 2010 года Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области с ФГУП <...> был заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке документации и материалов для первого этапа формирования перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Ленинградской области за счет средств бюджета Ленинградской области на 2010 год.
Согласно техническому заданию исполнитель был обязан, в том числе: определить местоположение и площадь сельскохозяйственных угодий, используемых племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности (по четырем направлениям); графически обозначить названные сельскохозяйственные угодья; осуществить сбор необходимых документов; в определенных случаях провести расчеты балла бонитета в разрезе рабочих участков; систематизировать сведения о сельскохозяйственных угодьях, используемых племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности, в виде перечня, сформированного в разрезе муниципальных районов Ленинградской области и содержащего разделы, соответствующие критериям включения сельскохозяйственных угодий в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Ленинградской области, установленным ч. 1 ст. 12-1 областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз, а именно:
- Раздел 1. Искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли с действующими стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.
- Раздел 2. Сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на пятьдесят и более процентов.
- Раздел 3. Сельскохозяйственные угодья, кадастровая оценка которых не проведена, с баллом продуктивности (бонитетом) выше среднерайонного показателя более чем на двадцать процентов.
- Раздел 4. Сельскохозяйственные угодья племенных заводов, племенных репродукторов.
Перечень должен содержать следующие характеристики в отношении каждого из сельскохозяйственных угодий: кадастровый номер, местоположение, площадь и сведения о правообладателе земельного участка, в границах которого находятся сельскохозяйственные угодья, используемые племенным заводом (племенным репродуктором); местоположение и площадь сельскохозяйственных угодий в границах каждого из земельных участков, используемых племенным заводом (племенным репродуктором); индивидуальные порядковый и идентификационный номера, присвоенные каждому "участку" сельскохозяйственных угодий в границах земельных участков, используемых племенным заводом (племенным репродуктором) /п.п. 6.1 - 6.5 Технического задания/.
По результатам выполнения работ исполнитель обязан представить:
- на бумажном и электронном носителе систематизированные в виде перечня сведения о сельскохозяйственных угодьях, расположенных в границах земельных участков, используемых племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности;
- картографические материалы, на которых обозначены такие сельскохозяйственные угодья на географической карте Ленинградской области (в размере муниципальных районов Ленинградской области) в масштабе, позволяющем определить их конфигурацию и границы на местности;
- почвенные карты (картограммы), на которых обозначены сельскохозяйственные угодья, кадастровая оценка которых не проведена, с баллом продуктивности (бонитетом) выше среднерайонного показателя более чем на двадцать процентов, фактически используемые племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности (п. 7.1 Технического задания).
Исполнитель передает на бумажном носителе: документы, подтверждающие сведения об общей площади, кадастровых номерах и о правообладателях земельных участков, в границах которых находятся сельскохозяйственные угодья. Используемые племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности; данные о результатах бонитировки почв сельскохозяйственных угодий, используемых племенными заводами, племенными репродукторами, кадастровая оценка которых не проведена; карты М 1:10 000 или М 1:25 000 с указанием границ землепользований, правового статуса сельскохозяйственных угодий, границ особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в разрезе рабочих участков из внутрихозяйственной оценки земель, номеров участков и кадастровой стоимости или балла бонитета (п. 7.2 технического задания).

20 декабря 2010 года утвержден отчет "Перечень сельскохозяйственных угодий, используемых племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности". В пояснительной записке в томе 1 отчета (Приозерский район Ленинградской области) отражено, что при выполнении работ использовались: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель"; постановление правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области"; Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 04.07.2005 № 415 "Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения". Из пояснительной записки следует, что по Приозерскому району обрабатывались 10 сельскохозяйственных предприятий, имеющих племенной статус, включая ЗАО <...>.
Том 1 Отчета состоит из пояснительной записки и 4 разделов, а именно: искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли с действующими стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами (раздел 1); сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району на пятьдесят и более процентов (раздел 2); сельскохозяйственные угодья, кадастровая оценка которых не проведена, с баллом продуктивности (бонитетом) выше среднерайонного показателя более чем на двадцать процентов (раздел 3); сельскохозяйственные угодья племенных заводов, племенных репродукторов (раздел 4).
В разделе 4 тома 1 отчета "Сельскохозяйственные угодья племенных заводов, племенных репродукторов" указано в том числе, что правовой статус земельных участков на картах земель с/х предприятий не отражен ввиду отсутствия полной информации о видах собственности на земельные участки (кадастровых выписок). Таблица 5 и картографические материалы (Приложение 3) отражают ситуацию по постановке на кадастровый учет земельных участков племенных предприятий Приозерского района Ленинградской области в границах с/х предприятий, в разрезе рабочих участков с отражением видов с/х угодий (пашня, пастбище, сенокос). Правовой статус земельных участков на картах земель с/х предприятий не выделен ввиду отсутствия полной информации о видах собственности на земельные участки. Условные обозначения в графе 13 (источник информации) имеют следующую расшифровку: КВ - кадастровая выписка; ГКОЗ - государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области 2007 г.; вхо - материалы внутрихозяйственной оценки; дкк - дежурная кадастровая карта или электронные материалы (выполненные в Mapinfo) по поставленным на кадастровый учет земельным участкам, предоставленными районными кадастровыми палатами.
В таблицу 5 "Сельскохозяйственные угодья племенных заводов, племенных репродукторов" включены сельскохозяйственные угодья ЗАО <...>, в том числе:
- угодья (участок) с баллом бонитета 60, кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м.; УПКСЗ 3,49 руб./кв.м., расположенные по адресу: <...> с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства; список правообладателей приложен в выписке из ГКН от 26.10.2010 № 2703/202/10-14358; общедолевая собственность; источник информации - КВ (стр. 192 тома 1 отчета);
- угодья (участок) с кадастровым номером <...>, <...> кв.м.; местоположение - <...> с разрешенным использованием - с/х назначение; находящиеся в общедолевой собственности ЗАО <...>; источник информации - вхо, дкк (стр. 223 тома 1 отчета).
В томе 2 под наименованием "Приложение к отчету "Перечень сельскохозяйственных угодий, используемых племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности" находятся: постановление правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области"; кадастровые выписки; картографические материалы М 1:25000 на 25 листах и М 1:10000 на 1 листе в рулоне (отдельно).
В томе 2 содержится кадастровая выписка о земельном участке от 26.10.2010 № 4703/202/10-14358 с указанием кадастрового номера участка <...> (предыдущий номер <...>), с указанием о едином землепользовании, местоположении: <...> и со ссылкой приложение списка правообладателей. В особых отметках указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; кадастровый номер <...> равнозначен кадастровому номеру <...> и с указанием о том, что из данного земельного участка образован ряд земельных участков, сведения о которых носят временный характер, с перечислением их кадастровых номеров. К данной кадастровой выписке о земельном участке приложен список правообладателей земельного участка, из которого следует, что большая часть земельного участка с кадастровым номером <...> (<...>, <...> га) принадлежит на праве общей долевой собственности ЗАО <...> (стр. 327-332 тома 2 отчета).
В судебном заседании обозревался диск DVD-R с картами с/х предприятий, имеющих племенной статус, Приозерского района Ленинградской области (на декабрь 2010) в формате: Mapinfo9.5. На диске имеется надпись: Северо-Западный фил. ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ инв. № 621 доп. 20.12.10, ДСП экз. 1 42 ден 06.12.10. На диске обозревалась папка <...>, в которой находится карта с наименованием: "<...> граница.....Плодов.10 000". Карта имеет цветовые и знаковые обозначения. При увеличении карты видно, что участок <...> закрашен зеленым цветом, разлинован и имеет знаковое обозначение "3 Сул". В данной части карта имеет также и иные линии с цифровыми обозначениями. Расшифровки обозначений карта не имеет.
В судебном заседании обозревался диск CD-R под наименованием "Отсканированные картографические материалы "Карты земель с/х предприятий, имеющих племенной статус, Волосовского, Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области", декабрь 2010, формат JPEG. На диске имеются обозначения: Северо-Западный фил. ФГУП <...>, инв. № 633 ден 24.01.2011, ДСП экз.1 г\у14.09.10. В документе под наименованием <...> имеется карта, на рамке которой находятся отметки: Ленинградская область, Приозерский район, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, карта земель ЗАО <...>, подписано: директор СЗФ ФГУП <...>, ДСП, экз. № 2, лист 3. Внизу под рамкой имеется отметка: изготовлено на основе штриховых планов М 1:10000, выполненных СЗФ ФГУП <...> 1985. На карте участок <...> закрашен в зеленый цвет и разлинован черными линиями, имеет обозначение "3 Сул". На данной части карты имеются также иные линии с цифровыми обозначениями. Карта имеет расшифровку условных обозначений, из которой следует, что разлинованы черным цветом осушенные земли, а окрашены в зеленый цвет земли сенокосов улучшенных, земельных участков, стоящих на кадастровом учете.
В пояснительной записке к проекту постановления правительства Ленинградской области "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается" отмечено, что в результате проведенных работ подготовлены материалы первого этапа формирования перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий (используемых племенными заводами, племенными репродукторами Волосовского, Выборгского и Приозерского муниципальных районов Ленинградской области). В состав названных угодий вошли: искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли с действующими стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами, фактически используемые племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности (с указанием сведений об их правообладателях в соответствии с правоустанавливающими документами); сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на пятьдесят и более процентов, фактически используемых племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности (с указанием сведений об их правообладателях в соответствии с правоустанавливающими документами); сельскохозяйственные угодья, кадастровая оценка которых не проведена, с баллом продуктивности (бонитетом) выше среднерайонного показателя более чем на двадцать процентов, фактически используемых племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности (с указанием сведений об их правообладателях в соответствии с правоустанавливающими документами). В пояснительной записке указано, что графическое отображение особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Волосовского, Выборгского, Приозерского муниципальных районов Ленинградской области, представлено для служебного пользования и рассылке не подлежит (разделы 1-2, 2-2, 3-2).
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ А. купил у ФИО1 земельную долю размером <...> га в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> (<...>), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <...> В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ А. приобрел у ФИО2 в собственность земельную долю (<...> га) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> (<...>), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <...> На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ А. купил у ФИО3 земельную долю (<...> га) в праве общей долевой собственности на земельный участок <...> (<...>), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <...>
На основании договоров купли-продажи земельных участков А. ДД.ММ.ГГГГ были выданы свидетельства о государственной регистрации права в общей долевой собственности с одинаковым кадастровым (условным) номером - <...> (<...>, <...>, <...>).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ А. также являлся собственником земельной доли (<...> га) в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>; земельный участок для сельскохозяйственного производства; земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым (условным) номером - <...>.
ДД.ММ.ГГГГ по заказу А. составлен межевой план (на основании указанных выше свидетельств о регистрации права на доли в общей долевой собственности на землю). На титульном листе межевого плана отмечено, что межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенного: <...> В межевом плане имеется кадастровая выписка от 27.01.2011 № <...> на земельный участок с кадастровым № <...> (предыдущий номер <...>), единое землепользование; местонахождение: <...>; разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства; имеется отметка о списке правообладателей и особая отметка о том, что граница земельного участка не установлена; кадастровый номер <...> равнозначен кадастровому номер <...>.
В соответствии с кадастровой выпиской от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, имеет кадастровый номер <...> (предыдущий номер <...>), расположен по адресу: <...> относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; земельный участок выделен в счет земельной доли на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местонахождение: <...>
Из ответа администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> следует, что А. отказали в изменении вида разрешенного использования в том числе и в связи с тем, что земельный участок образован путем выделения из паевых земель ЗАО <...> (с кадастровым номером <...>), отнесенным к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 257. Ответ аналогичного содержания от ДД.ММ.ГГГГ получен А. и из Приозерской городской прокуратуры.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу указал на то, что из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок № <...> площадью <...>.м. образован в результате выдела из земельного участка № <...> площадью <...> кв.м., который включен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Приозерского района Ленинградской области.
В ходе судебного разбирательства судом обозревался подлинник (а к материалам дела приобщена копия) части сборного плана свх. Первомайский Приозерского района Ленинградской области (участок <...>), составленного ООО <...> в 1999 году. Из сборного плана видно, что на участке <...> нанесены различные линии с цифровыми обозначениями.
В судебном заседании исследованы материалы по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения и созданию фонда перераспределения земель Ленинградской области в ЗАО <...> МО "Приозерский район" Ленинградской области, составленные ООО <...> в 2005 году.
Исследовав представленные по делу доказательств в их совокупности согласно ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемое заявителем постановление правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 257 принято в соответствии с полномочиями, предоставленными правительству Ленинградской области ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 12-1 областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области".
Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается (далее - Перечень), утвержден на основании отчета, составленного уполномоченной организацией - ФГУП <...> на основании государственного контракта № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведения работ уполномоченным органом составлен отчет в текстовом, графическом (прилагаемые картографические материалы) и в электронном виде (прилагаемые картографические материалы).
Представитель правительства Ленинградской области в судебном заседании пояснила, что при принятии работ у комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу замечаний не было.
Из раздела 4 тома 1, тома 2 отчета следует, что источником информации о земельном участке с кадастровым номером <...>, на момент проведения работ (2010 год) являлись кадастровые выписки, из которых следовало, что земельный участок находится в общедолевой собственности, одним из собственником является ЗАО <...>; источником информации об участке (угодьях) с кадастровым номером <...> явились материалы внутрихозяйственной оценки, дежурные кадастровые карты или электронные материалы (выполненные в Mapinfo), по поставленным на кадастровый учет земельным участкам, предоставленных районными кадастровыми палатами. Соответствующие кадастровые выписки по земельному участку № <...> находятся в томе 2 отчета, карты земель с/х предприятий, имеющих племенной статус, Приозерского района Ленинградской области в электронном виде в формате Mapinfo представлены в суд и исследованы в части земель ЗАО <...>.
Таким образом, отнесение земельных участков (угодий) под № <...> и № <...> к землям ЗАО <...>, относящимся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (как земли племенного репродуктора) основано на выводах, содержащихся в отчете "Перечень сельскохозяйственных угодий, используемых племенными заводами, племенными репродукторами для осуществления хозяйственной деятельности", сделанных на основании представленных материалов.
Нахождение указанных выше земельных участков (угодий) в общедолевой собственности ЗАО <...> не являлось препятствием для включения указанных земель в особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 12-1 областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области", а именно в связи с отнесением их к сельскохозяйственным угодьям племенного репродуктора (хозяйства) ЗАО <...>.
Статус ЗАО <...> как племенного репродуктора (хозяйства) заявителем, по существу, не оспаривался.
Утверждение же о том, что правительству надлежало представить еще какие-то материалы в подтверждение статуса ЗАО <...> (которые в свое время возможно были предоставлены исполнителю, и в нарушение ст. 249 ГПК РФ не представлены в суд) не основано на положениях государственного контракта и технического задания.
Включение в Перечень земельных угодий с кадастровым номером <...> (без дальнейшей конкретизации) не нарушает требований ч. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации и положений областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания полагать, что земельные участки (угодья) с кадастровыми номерами <...> и <...> включены в Перечень необоснованно или включены в него с нарушением каких-либо федеральных или областных норм.
При рассмотрении настоящего гражданского дела суд учитывает, что на момент принятия оспариваемого постановления заявитель не являлся собственником земельного участка № <...>. Земельный участок с названным кадастровым номером, действительно, был сформирован до принятия оспариваемого постановления (как следует из представленного межевого плана и кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ). Однако, Перечень был оставлен в 2010 году на основании сведений, представленных в 2010 году. Поэтому, оспариваемым постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 257 утвержден Перечень, составленный на основании сведений, представленных уполномоченными органами и организациями в 2010 году (то есть на тот период, когда земельный участок № <...> не был сформирован). Вследствие изложенного, земельный участок с кадастровым номером <...> в Перечне не указан и довод о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления он уже был включен в земельный участок (квартал, по мнению заявителя) с кадастровым номером <...> является неправильным.
Суждение же о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> выделен из земельного участка с кадастровым номером <...> основано на представленных доказательствах (кадастровых выписках, межевом плане).
Позиция же заявителя о том, что перед принятием оспариваемого постановления правительству надлежало повторно уточнить сведения о земельных участках, которые подлежали включению в Перечень, не основана ни на нормах закона, ни на положениях государственного контракта и технического задания, не предусматривающих возможность и необходимость проведения работ по уточнению данных о соответствующих земельных участках непосредственно перед утверждением Перечня.
Таким образом, ни формирование земельного участка в период принятия оспариваемого постановления, ни оформление права собственности заявителем на указанный земельный участок в 2012 году не могут являться правовым основанием для признания недействующим постановления правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 257 в оспариваемой части в соответствии с требованиями ст. 253 ГПК РФ.
Суд считает, что отсутствие в списке правообладателей (приложение к кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № <...> с кадастровым номером <...>) данных о бывших на 2010 год собственниках земельных паев ФИО1, ФИО2, ФИО3 не является правовым основанием для признания недействующим оспариваемого регионального нормативного правового акта.
Исходя из характера заявленных требований, суд полагает, что, фактически, А. в рамках требования о признании противоречащим закону и недействующим в части постановления правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 257 заявлено требование об установлении местонахождении земельного участка № <...> в настоящее время (для последующего разрешения вопроса о возможном исключении его из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Ленинградской области и изменения вида разрешенного использования), рассмотрение которого не входит в компетенцию суда при разрешении требований о признании недействующим нормативного правового акта в порядке главы 24 ГПК РФ.
С учетом изложенного в совокупности, суд полагает, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя и не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
В остальной части доводы заявителя основаны на неверном понимании и толковании норм федерального и областного законодательства, и базируются, фактически на тех конкретных обстоятельствах, которые возникли после проведения работ по формированию Перечня и последующего его утверждения оспариваемым постановлением правительства Ленинградской области от 17.08.2011 № 257, что не может быть признано правовым основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в силу положений главы 24 ГПК РФ. Представленные же заявителем документы, включая решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № <...> не подтверждают доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление противоречит нормам закона.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления А. о признании противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения, постановления правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 № 257 "Об утверждении перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается" в части включения в указанный перечень земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, посредством включения в перечень всего кадастрового квартала № <...>, в котором расположен указанный земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2013 года


------------------------------------------------------------------