Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30.10.2013 по делу N 3-173/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими статьи 2, абзаца 1 пункта 3 статьи 3, абзаца 1 пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу № 3-173/13

Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Мищенко Е.А.
при секретаре Д.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Ю. об оспаривании в части Закона Санкт-Петербурга от 20 мая 2009 года № 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге",

установил:

20 мая 2009 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 21 мая 2009 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" (л.д. 52-58).
Закон официально опубликован в издании "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" 01.06.2009 года № 12 и в издании "Санкт-Петербургские ведомости" № 97 от 01.06.2009 года.
Указанный Закон действует в редакции Законов Санкт-Петербурга от 20.01.2010 года № 10-20, от 30.06.2010 года № 414-94, от 21.11.2012 года № 634-109 и определяет формы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге (денежная выплата), а также размер денежной выплаты для указанных категорий граждан.
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга в настоящем Законе Санкт-Петербурга под базовой единицей (далее - В) понимается денежная единица, соответствующая по величине размеру регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в Санкт-Петербурге. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
В абзаце 1 пункта 3 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга указано, что "гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", денежная выплата предоставляется в следующем размере".
Конкретный размер денежной выплаты определяется для инвалидов по формуле, установленной в подпункте 1 названной нормы, а для семей, имеющих детей-инвалидов - по формуле, установленной в подпункте 2 этой же нормы.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, предоставляется денежная выплата по выбору гражданина по одному из оснований, указанных в статье 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
С.Ю., полагая нарушенными свои права как гражданина и инвалида, обратился в суд с заявлением о признании недействующим указанного Закона Санкт-Петербурга, после уточнения требований оспаривает названный Закон Санкт-Петербурга в части статьи 2, абзаца 1 пункта 3 статьи 3, абзаца 1 пункта 1 статьи 4 (л.д. 120). При этом заявитель ссылается на то, что оспариваемый закон противоречит статьям 17, 18, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (л.д. 16-20).
Заявитель в суд явился, на уточненных требованиях настаивал.
Представители заинтересованных лиц Законодательного собрания Санкт-Петербурга К.Т., Губернатора Санкт-Петербурга К.А. в судебное заседание явились, против удовлетворения заявленных требований возражали, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий и не нарушает права заявителя.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Мищенко Е.А., полагавшей, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.
Пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 5 этого же Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 названного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В силу статьи 28.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций; субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации; порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 861 установлено, что распределение субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации отдельным категориям граждан из числа инвалидов, осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации, форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из анализа приведенных нормативно-правовых актов следует, что форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2012 года по гражданскому делу № 2-35/12 С.Ю. с учетом изложенных положений федерального законодательства отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим этого же Закона Санкт-Петербурга в части преамбулы, пункта 1, абзацев 1 и 3 пункта 2 статьи 1, при этом суд пришел к выводу, что, приняв оспариваемый акт и определив форму предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим такое право в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в виде денежной выплаты, субъект Российской Федерации осуществил правовое регулирование в пределах имеющихся у него полномочий (л.д. 121-132).
С учетом изложенного, поскольку полномочия по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также средства на осуществление данных полномочий переданы Российской Федерацией в ведение ее субъектов, последние вправе устанавливать положения, определяющие порядок получения инвалидами мер социальной поддержки в определенной субъектом Российской Федерации форме, а также устанавливать порядок определения размера соответствующей денежной выплаты (не ухудшая при этом условия предоставления мер социальной поддержки, определенные Федеральным законом).
В связи с чем, применение при определении размера денежной выплаты базовой единицы, понятие которой дано в оспариваемой статье 2 Закона Санкт-Петербурга, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, также как и использование в этом Законе Санкт-Петербурга иных понятий и терминов в значениях, определенных федеральным законодательством, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания недействующей статьи 2 Закона Санкт-Петербурга.
Доводы заявителя о том, что указанная норма Закона Санкт-Петербурга противоречит положениям статьи 28.1 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", являются ошибочными, поскольку названная норма Федерального закона, не регулирует отношения, связанные с обеспечением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидов.
С учетом наличия у субъекта Российской Федерации полномочий по определению формы предоставления мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", отсутствуют основания для признания недействующим и абзаца 1 пункта 3 статьи 3 оспариваемого Закона Санкт-Петербурга.
При этом следует учитывать, что заявитель не оспаривает в рамках настоящего гражданского дела формулы, установленные в статье 3 Закона Санкт-Петербурга, по которым определяется размер соответствующей денежной выплаты.
Кроме того, как следует из материалов дела, заявителю предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 1 статьи 3 оспариваемого Закона Санкт-Петербурга (ветераны труда, а также приравненные к ним лица). При этом получаемая им денежная выплата превышает размер льготы, получаемой заявителем до вступления в силу оспариваемого Закона Санкт-Петербурга (л.д. 109-116), что свидетельствует о том, что осуществленное субъектом Российской Федерации регулирование не ухудшило условия предоставления соответствующих мер социальной поддержки заявителю.
Из представленной заявителем суду справки следует, что он является инвалидом (л.д. 21), и, соответственно, имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе, в соответствии с Федеральным законом "О социальном защите инвалидов в Российской Федерации".
В связи с чем, положения абзаца 1 пункта 1 статьи 4 оспариваемого Закона Санкт-Петербурга затрагивают права заявителя, несмотря на то, что он, согласно его объяснениям, не обращался с заявлением о получении соответствующей выплаты по какому-либо основанию после вступления в силу оспариваемого Закона Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, доводы заявителя о том, что эта норма противоречит преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не могут быть признаны обоснованными, поскольку основаны на ошибочной позиции заявителя о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органами власти субъекта Российской Федерации с превышением предоставленной ему федеральным законом компетенции.
При этом суд принимает во внимание, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), закрепляющее право выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 18 июля 2006 года № 29-5-О, от 24 января 2008 года № 47-О-О, от 19 февраля 2009 года № 159-О-О, от 15 июля 2010 года № 1019-О-О и др.).
Закрепленное в оспариваемой норме Закона Санкт-Петербурга правило, не нарушает права заявителя, поскольку Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в дополнение к аналогичным мерам, предусмотренным другими нормативными правовыми актами, а также согласуется с закрепленным в Федеральном законе "О ветеранах" общим правилом о необходимости выбора основания предоставления мер социальной поддержки при наличии у ветерана права на их получение по нескольким основаниям (пункт 3 статьи 13).
Ссылка заявителя на противоречие оспариваемых частей Закона Санкт-Петербурга положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку гражданским законодательством спорные отношения не регулируются.
Таким образом, Закон в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав заявителя. Учитывая, что Закон принят в пределах полномочий органов государственной власти, с соблюдением установленного порядка, опубликован и вступил в силу в соответствии с положениями, установленными Законом Санкт-Петербурга "О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга" от 28.06.1995 года № 83-12, оснований для признания его недействующим не имеется.
Руководствуясь 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

С.Ю. в удовлетворении заявления об оспаривании в части Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Санкт-Петербургского
городского суда
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------