Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 27.03.2013 N 201 "Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву"



27 марта 2013 года N 201

------------------------------------------------------------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.А.МЕДВЕДЕВУ

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановляет:

1. Принять Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву (далее - Обращение) согласно приложению.
2. Направить Обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева.

Председатель
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
В.С.Макаров
Санкт-Петербург,
Мариинский дворец
27 марта 2013 года
№ 201





ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
от 27.03.2013 № 201

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Градостроительный кодекс Российской Федерации основывается на концепции, согласно которой для каждой территориальной зоны земель поселений устанавливается перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее - вид разрешенного использования).
С 10 марта 2009 года в Санкт-Петербурге действуют Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденные Законом Санкт-Петербурга от 4 февраля 2009 года № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", которые устанавливают границы и состав территориальных зон, а также перечень видов разрешенного использования для каждой территориальной зоны.
Виды и состав территориальных зон в Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга установлены в соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом результатов публичных слушаний, необходимость проведения которых предусмотрена статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ходе публичного обсуждения проекта Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга в органы государственной власти Санкт-Петербурга поступило около 1800 замечаний и предложений граждан и юридических лиц, в том числе о необходимости уточнения наименований видов разрешенного использования (основных и условно разрешенных), допустимых в составе жилых и иных зон.
Значительная часть указанных замечаний и предложений была принята, в связи с чем установленный в настоящее время Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга перечень видов разрешенного использования является результатом согласования интересов правообладателей земельных участков, горожан и органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Вместе с тем в июле 2010 года часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации была дополнена абзацем, в соответствии с которым виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац введен Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). До настоящего времени такой классификатор не утвержден.
Органом, уполномоченным выполнять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство).
В июне 2012 года Министерство опубликовало проект приказа "Об утверждении Классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - проект классификатора видов разрешенного использования).
Сопоставление указанного проекта классификатора видов разрешенного использования с перечнем видов использования земельных участков, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 4 февраля 2009 года № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" показало, что утверждение классификатора в предложенной редакции приведет к невозможности реализации градостроительной политики Санкт-Петербурга до момента полного пересмотра Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, а также к возникновению правовой неопределенности при установлении градостроительных регламентов.
Высоко оценивая системный подход, примененный Министерством при подготовке проекта классификатора видов разрешенного использования, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга считает необходимым обратить Ваше внимание на следующие его аспекты, имеющие принципиальное значение для Санкт-Петербурга:
1. В проекте классификатора видов разрешенного использования отсутствует вид использования земельных участков для размещения объектов городского транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, велосипедный транспорт).
2. В проекте классификатора видов разрешенного использования отсутствует деление видов использования земельных участков по масштабу деятельности, например, для образовательных учреждений, обслуживающих население квартала (ясли, детские сады), и для образовательных учреждений, обслуживающих город в целом (профтехучилища, вузы). В Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга указанный принцип широко применяется в целях разделения видов использования, которые допустимы и недопустимы в составе жилых, рекреационных зон.
3. В проекте классификатора видов разрешенного использования в один вид использования объединены земельные участки для таких разных объектов коммунального обслуживания, как, например, котельные станции, водозаборы, водопроводы, трансформаторные станции, линии связи, телефонные станции, с одной стороны, и мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора - с другой. Между тем очевидно, что небольшие котельные могут размещаться в жилых зонах, а мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы не могут быть включены в состав градостроительных регламентов даже в виде условно разрешенного вида использования, поскольку это противоречит статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4. В проекте классификатора видов разрешенного использования промышленность и иные виды разрешенного использования группируются по специализации, но без учета классов санитарной классификации. Использована укрупненная классификация промышленности, что не позволяет формировать территориальные кластеры для тех отраслей, в отношении которых принято решение о развитии.
5. В проекте классификатора видов разрешенного использования отсутствуют некоторые специфические виды разрешенного использования земельных участков: для размещения дач, для размещения объектов оптовой торговли и логистических центров, для размещения зоопарков, для создания намывных территорий и другие.
6. Практика применения Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга показала, что в процессе развития города периодически возникают новые виды использования земельных участков, которые отсутствуют в проекте классификатора видов разрешенного использования, однако указанный проект не содержит положений о возможности и порядке дополнения классификатора, порядка отнесения спорных видов к тому или иному виду или группе видов разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, данным приказом Министерства предполагается утвердить классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации набор разрешенных видов использования земельных участков в составе градостроительного регламента включает в себя основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования. При этом условно разрешенные виды также являются разрешенными и отличаются от основных разрешенных видов только необходимостью получения специального разрешения, порядок предоставления которого установлен статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Однако в пункте 2.1 проекта приказа Министерства указано: "Классификатор применяется при описании основных видов разрешенного использования земельных участков и не распространяется на вспомогательные и условно разрешенные виды использования земельных участков".
Таким образом, утверждение проекта классификатора видов разрешенного использования в существующей редакции в значительной степени сузит возможности и снизит эффективность применения правил землепользования и застройки в регулировании градостроительной деятельности как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах, а также повлечет за собой правовую неопределенность в отношении того, какими нормативными актами должен быть установлен перечень условно разрешенных и вспомогательных видов использования земельных участков, может ли он принципиально отличаться от перечня основных видов использования.
В связи с изложенным Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обращается к Вам с просьбой поручить Министерству провести доработку подготовленного проекта классификатора видов разрешенного использования земельных участков путем распространения его действия на условно разрешенные и вспомогательные виды использования земельных участков, установки в нем порядка детализации классификатора видов разрешенного использования земельных участков при подготовке проектов правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований и порядка рассмотрения обращений об отнесении видов использования земельных участков, не перечисленных в классификаторе, к видам разрешенного использования земельных участков, а также провести обсуждение подготовленного проекта классификатора видов разрешенного использования земельных участков с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления до его принятия.


------------------------------------------------------------------