Решение Санкт-Петербургского городского суда от 23.05.2013 по делу N 3-58/13 <О признании частично недействующим приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу № 3-58/13

23 мая 2013 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Травкиной О.Ю.,
при секретаре Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А., К.И., Ч.Н. об оспаривании законности в части положений Приложения 2 Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 № 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга",

установил:

04 февраля 2009 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят и 09 февраля 2009 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (л.д. 130).
Закон действует в редакции с внесенными изменениями от 13 июля 2011 года Законом Санкт-Петербурга № 432-88 (л.д. 122).
Нормативные правовые акты опубликованы в официальном издании администрации Санкт-Петербурга 27.02.2009г. 2011 г. (л.д. 121).
Приложением 2 Закона "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" утверждена карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга в части границ территориальных зон.
Применительно к земельному участку в устье реки Смоленки с кадастровым номером 78:6:2242:3 Приложения 2 к Закону карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга в части границ территориальных зон, установлена территориальная зона ТД 1-2 (подзона ТД 1-2-2-общественно-деловая подзона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов в периферийных и пригородных районах города, расположенных вне зоны влияния Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей, с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Заявители полагают указанные нормы незаконными, противоречащими статье 2 Градостроительного кодекса РФ, статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нарушающими субъективные права на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, закрепленные в статье 42 Конституции Российской Федерации.
Заявители в судебное заседание не явились, их интересы поддержал в полном объеме представитель по доверенности М.К.
Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности К.Т. и губернатора Санкт-Петербурга по доверенности В.С. и К.С. полагали требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы заявителей, представителей губернатора и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов.
В пределах указанной компетенции принят Закон Санкт-Петербурга № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (л.д. 130).
Между тем, соблюдая порядок принятия нормативного правового акта, как представительный, так и исполнительный органы государственной власти прежде всего, должны соблюдать соответствие принимаемых актов как федеральному законодательству, так и действующим законам субъекта.
При рассмотрении заявления заявителей судом установлены нарушения Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Согласно п. 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений.
В соответствии со статьей 63 Градостроительного кодекса РФ для города федерального значения, каковым является город Санкт-Петербург, документом территориального планирования является Генеральный план Санкт-Петербурга, включающий в себя сведения, предусмотренные статьей 23 Градостроительного Кодекса РФ, а именно положения о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов, карту функциональных зон.
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Согласно п.п. 1, 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом.
Согласно п.п. 8 п. 1 Приложения № 1 к Закону Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" проектные решения Генерального плана Санкт-Петербурга являются основанием для разработки и учитываются при разработке Правил землепользования и застройки Генеральному плану.
В силу части 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 "О генеральном плане Санкт-Петербурга" на земельном участке кадастровый номер 78:6:2242:3, расположенном в устье реки Смоленки, установлены две функциональные зоны: зона "Д"-зона всех видов общественно-деловой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны и зона "У"-зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения, с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Данная зона "У" на территории в устье реки Смоленки предназначена для развития Морской набережной, соединения разделенных в настоящее время ее северной и южных частей, что следует из карты границ функциональных зон.
Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, состоящие из общей части, являющейся Приложением № 1 к Закону и Территориальной части.
Составной частью указанного является, в том числе Карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга в части границ территориальных зон, являющихся Приложением № 2 к Закону.
В Приложении № 2 на земельном участке с кадастровым № 78:6:2242:3, расположенном в устье реки Смоленки, установлен регламент территориальной зоны ТД 1-2, подзоны ТД 1-2-2-общественно-деловой подзоны объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов в периферийных и пригородных районах города, расположенных вне зоны влияния Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей, с включением объектов инженерной инфраструктуры. Указанное градостроительное решение не соответствует предусмотренным Законом Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" требованиям.
Из чего следует явное нарушение Градостроительного кодекса РФ, что является объективным основанием для признания оспариваемых норм недействующими. При этом суд полагает заслуживающими внимания доводы заявителей о нарушении их субъективных прав на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, закрепленные ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 42 Конституции Российской Федерации, поскольку гарантированные права имеют непосредственную связь с оспариваемыми нормами.
Учитывая, что оспариваемые нормы Закона Санкт-Петербурга регулируют вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и в соответствии с п. 2 ст. 125 Конституции РФ может быть проверен в порядке конституционного судопроизводства, суд полагает возможным признать оспариваемые нормы недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, что согласуется с разъяснениями пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление К.А., К.И., Ч.Н. об оспаривании законности в части положений Приложения 2 Закона Санкт-Петербурге от 16 февраля 2009 № 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу Приложения 2 Закона Санкт-Петербурге от 16 февраля 2009 № 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части установления на земельном участке с кадастровым номером 78:6:2242:3 подзоны ТД 1-2-2.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------