Решение Санкт-Петербургского городского суда от 27.05.2013 по делу N 3-66/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2007 N 43 "О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу № 3-66/13

27 мая 2013 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Севастьяник Н.В.,
при секретаре Б.К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.А.Ю. и Г.С.В. об оспаривании законности Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2007 года № 43 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга" в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 г. № 962, суд

установил:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2007 г. № 43 утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга (л.д. 24-28).
Данное постановление действует в редакции постановления Правительства от 20.09.2012 № 962 (л.д. 32) и опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 24.09.2012 г. (л.д. 33).
Заявители С.А.Ю. и Г.С.В. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанного Постановления недействующим в части пункта 1 Порядка в части фразы "об изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка (далее - объекты недвижимости)", пункта 4.1 Порядка в части фразы "объектов недвижимости, подлежащих изъятию", пункт 4.2 в части фразы "объекты недвижимости, подлежащие изъятию" ссылаясь на нарушение норм как Жилищного Кодекса РФ, так и Гражданского Кодекса РФ.
Заявители в судебное заседание не явились. Их интересы представлял представитель по доверенностям Г.В.И. поддержавший заявленные уточненные требования (л.д. 77, 79) в полном объеме и при этом указывая, что оспариваемые нормы противоречат статьям 18, 32 Жилищного Кодекса РФ во взаимосвязи с частью 4 статьи 445 Гражданского Кодекса РФ и нарушают права и свободы заявителей т.к. "в той мере, в какой допускаются вмешательство извне в условия правоустанавливающих документов о виде жилого помещения и принудительный выкуп части жилого помещения в виде "квартиры" (в виде, в котором осуществлена государственная регистрация части "квартиры") без согласия собственника" являются принудительными и изданы с превышением компетенции субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности К.А.Н. полагал требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Севастьяник Н.В., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
Согласно п. 10 части 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга, принятого Законодательным Собранием 14.01.1998 г. вопросы, регулирующие жилищные отношения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Пунктом 1 статьи 44 Устава Санкт-Петербурга обеспечение исполнения Законов Санкт-Петербурга отнесено к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом (но не могут ему противоречить).
Пунктом 5 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" установлено, что порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации положений пунктов 1 - 4 указанной статьи в связи с изъятием земельного участка и жилых помещений для государственных нужд Санкт-Петербурга, устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Оспариваемые заявителями отдельные положения Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 43 от 23.01.2007 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга" приняты в целях реализации Жилищного Кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", в пределах полномочий Правительства Санкт-Петербурга, установленных указанным Законом Санкт-Петербурга.
Пунктом 1 Порядка установлены действия администрации района Санкт-Петербурга "при подготовке в установленном порядке решения Правительства Санкт-Петербурга об изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка (далее - объекты недвижимости) для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - решение)".
Пунктами 4.1 и 4.2 Порядка установлено, что администрация района Санкт-Петербурга: в установленном порядке обеспечивает подготовку и получение следующих документов, необходимых для принятия решения "Перечня объектов недвижимости, подлежащих изъятию (пункт 4.1) и "Документов, подтверждающих сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, подлежащие изъятию, а также ограничениях (обременениях) прав, о существующих правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах, требования в отношении объектов недвижимости, подлежащих изъятию" (пункт 4.2) (л.д. 27).
Заявители полагают, что указание данными нормами именно на объекты недвижимости, а данном случае доли жилых помещений, порождает неопределенность при применении положений п. 1 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ и нарушает права собственников доли в общей долевой собственности квартиры во взаимосвязи с требованиями статей 18 ЖК РФ и частью 4 ст. 445 ГК РФ.
Суд полагает доводы заявителей несостоятельными, поскольку содержание оспариваемых норм не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Жилищному кодексу Российской Федерации и Гражданскому Кодексу РФ, а наоборот изданы в целях реализации Жилищного кодекса РФ.
Статьей 16 Жилищного кодекса РФ установлены виды жилых помещений, которые являются объектами самостоятельных правоотношений: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
В соответствии со статьей 18 Жилищного кодекса РФ право собственности и иные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.
Право собственности граждан в соответствии со ст. 131 Гражданского Кодекса РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статья 32 Жилищного Кодекса РФ регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Из представленных документов следует, что согласно свидетельства о государственной регистрации права у заявителя С.А.Ю. по договору купли-продажи от 09.08.2011 зарегистрирована доля в праве 13/400 в общей долевой собственности квартиры, площадью 55,5 кв. м по адресу: <...> (л.д. 11).
У Г.С.В., согласно свидетельству о государственной регистрации по договору купли продажи зарегистрировано право собственности на долю в праве 15/400 этой же квартире.
Оспариваемый заявителями нормативный правовой акт в части определяет взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для нужд Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что оспариваемое Постановление не устанавливает отличного от регламентированного нормами федерального законодательства порядка изъятия жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для нужд Санкт-Петербурга, а в соответствии с компетенцией Правительства Санкт-Петербурга и его полномочиями, предусмотренными ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также ст. 44 Устава Санкт-Петербурга регулирует порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, при изъятии жилых помещений.
Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации в составе РФ находится субъект РФ - город федерального значения Санкт-Петербург.
Указанные полномочия субъект Российской Федерации осуществляет в соответствии с п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Данные полномочия субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений предусмотрены Жилищным Кодексом РФ.
На основании изложенного, суд полагает, что Правительство Санкт-Петербурга имело право издать Постановление, которым определило порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга.
При этом оспариваемый Порядок, утвержденный Постановлением Правительства не предусматривает порядок изъятия жилых помещений у собственников, а определяет действия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при решении вопросов изъятия жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга.
Полагая свои права нарушенными при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга, заявители не лишены возможности обжалования действий органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных организаций допустивших нарушение их прав - собственников жилых помещений, что находится вне пределах рассматриваемого заявления об оспаривании законности нормативного правового акта Постановления Правительства Санкт-Петербурга "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявления С.А.Ю. и Г.С.В. об оспаривании законности Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2007 года № 43 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга" в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 г. № 962 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------