Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2013 по делу N А56-30241/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 421-р "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и услуги по транспортированию стоков закрытого акционерного общества "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары" на территории Санкт-Петербурга на 2013 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2013 г. по делу № А56-30241/2013

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе председательствующего: Орловой Е.А., судей Швецовой Н.П. и Чекунова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Грузовой терминал "Руслан"
(место нахождения: 195269, Санкт-Петербург, ул. Учительская д. 12, к. 1, кв. 18; ОГРН 1027809006268)
заинтересованное лицо: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
(место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая д. 14/52, лит. А; ОГРН 1037851017973)
третьи лица: 1. ЗАО "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары",
(место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова д. 14, лит. А)
2. Федеральная служба по тарифам
(место нахождения: 109074, Москва, Китайногородский проезд, д. 7, строение 1)
о признании нормативного правового акта недействующим,
при участии:
от заявителя: представитель К. по дов. от 14.02.2013 г. № 05/ГТР,
от заинтересованного лица: представитель В. по дов. от 13.08.2013 г. № 01-17-12/13-0-0, представитель Д. по дов. от 19.11.2013 г. № 01-17-33/13-0-0,
от третьих лиц: 1. представитель Н. по дов. от 24.05.2013 г. № б/н,
2. не явился, извещен,

установил:

Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Грузовой терминал "Руслан" обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к заинтересованному лицу - Комитету по тарифам Санкт-Петербурга о признании Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.11.2012 г. № 421-р "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и услуги по транспортированию стоков ЗАО "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары" на территории Санкт-Петербурга на 2013 год" (далее - Распоряжение) недействующим, как не соответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", приказу ФСТ от 25.10.2012 г. № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам РФ на 2013 год" и 2.000 руб. возмещения расходов по оплате госпошлины.
Определением суда от 18.09.2013 г. по ходатайству заинтересованного лица суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральную службу по тарифам.
Также определением суда от 22.07.2013 г. судом было отклонено ходатайство заявителя об истребовании у заинтересованного лица копии заявлений третьего лица с расчетными документами, предоставленными третьим лицом в целях расчета тарифов на второе полугодие 2013 года, а также об истребовании у заинтересованного лица данных об увеличении тарифов на холодную воду на второе полугодие 2013 года по каждой организации коммунального комплекса, оказывающей услуги в сфере водоснабжения в Санкт-Петербурге, поскольку заявитель не указал причины, препятствующие получению доказательства, доказательства о невозможности самостоятельного получения указанного в ходатайстве документа.
Заявитель поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо против удовлетворения иска возражало, поддержало доводы отзыва и дополнений к нему.
Привлеченное третье лицо, ЗАО "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары", против удовлетворения иска также возражало, поддержало доводы отзыва на иск.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга № 421-р от 30.11.2012 г. "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и услуги по транспортированию стоков ЗАО "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары" на территории Санкт-Петербурга на 2013 год" установлены следующие тарифы:
- в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. на холодную воду в размере 33,81 руб./куб. м, на водоотведение 42,11 руб./куб. м, на водоотведение (услуги по транспортированию стоков) 19,87 руб./куб. м без учета НДС;
- в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. на холодную воду в размере 50,86 руб./куб. м, на водоотведение 45,81 руб./куб. м, на водоотведение (услуги по транспортированию стоков) 19,87 руб./куб. м без учета НДС.
Полагая, что данное распоряжение не соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) и постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок, и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление № 520), заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании его недействующим.
Суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Поскольку государственное регулирование тарифов на водоснабжение и водоотведение относится к сфере экономической деятельности и направлено на регламентацию предпринимательской деятельности юридического лица, рассмотрение настоящего заявления относится к компетенции арбитражных судов в соответствии с правилами о подведомственности, предусмотренными пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Распоряжением от 30.11.2012 г. № 421-р на 2013 год установлены тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые заявителем, без указания конкретных потребителей для неограниченного круга лиц из числа предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, данное распоряжение рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по оказанию указанных услуг.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Порядок оспаривания нормативных правовых актов предусмотрен главой 23 АПК РФ.
Статьей 192 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что: оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу; нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части четвертой статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд установил, и заявитель не опроверг, что распоряжение принято Комитетом в пределах полномочий и опубликовано в установленном законом порядке.
Оспариваемым нормативным правовым актом утверждены и введены в действие с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. тарифы на водоснабжение и водоотведение.
Оценив представленные сторонами доказательства и приведенные в судебном заседании доводы, суд пришел к выводам о соответствии распоряжения от 30.11.2012 № 421-р Закону № 210-ФЗ и Постановлению № 520 и отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Как следует из письменных объяснений и выступлений представителя заявителя в судебном заседании, установленные тарифы заявитель считает экономически необоснованными, поскольку на второе полугодие 2013 года рост тарифов на холодную воду составил 52,68%, что превышает установленные Приказом ФСТ России № 250-э/2 от 25.10.2012 г. предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом первым статьи 29 АПК РФ установлено, что к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Поскольку оспариваемое распоряжение Комитета устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод неопределенному кругу лиц, содержит предписания обязательного характера и рассчитан на неоднократное применение, данный приказ является нормативным правовым актом и подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам, установленным главой 23 АПК РФ.
Согласно определению, содержащемуся в статье 2 закона № 210-ФЗ, организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и(или) осуществляющее эксплуатацию объектов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 закона № 210-ФЗ).
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете на территории Ленинградской области органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять регулирование тарифов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, является Комитет.
Одной из основных задач Комитет является установление на территории Ленинградской области подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением (пункт 2.1 Положения о комитете).
Согласно статье 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, что исключает возможность отнесения правовых актов органов исполнительной власти субъекта РФ к актам гражданского законодательства.
Частью 3 статьи 2 ГК РФ определено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Законом № 210-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными актами Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти применение гражданского законодательства к отношениям, возникающим в связи с регулированием тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, не предусмотрено.
Согласно пункту 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Суд считает доводы заявителя несостоятельными, поскольку тариф установлен Комитетом на основании представленного в дело отчета общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западное Экспертное Агентство" по определению экономически обоснованной величины расходов и прибыли, формирующих тарифы Общества на водоснабжение и водоотведение, подготовленного на основании представленных заявителем материалов. Отчет содержит подробную информацию об экономической обоснованности расчета тарифа и указанные выводы не противоречат нормам действующего законодательства, в частности Федеральному закону Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", приказу ФСТ от 25.10.2012 г. № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам РФ на 2013 год", и не опровергнуты истцом. Доводы заявителя о получении третьим лицом необоснованной прибыли не подтверждены материалами дела.
Учитывая, что ООО "Грузовой терминал "Руслан" не доказало, каким образом оспариваемое распоряжение нарушает права ООО "Грузовой терминал "Руслан", каким образом признание его недействующим приведет к восстановлению прав ООО "Грузовой терминал "Руслан" и не доказало, что оспариваемый приказ противоречит нормам, установленным законом № 210-ФЗ, постановлению № 520, приказу ФСТ от 25.10.2012 г. № 250-э/2, а Комитетом при установлении оспариваемого приказа не нарушен принцип регулирования, определенный пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ, суд, при подобных обстоятельствах, признает Распоряжение Комитета от 30.11.2012 г. № 421-р "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и услуги по транспортированию стоков ЗАО "Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны "Шушары" на территории Санкт-Петербурга на 2013 год на территории Санкт-Петербурга на 2013 год" соответствующему нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: пунктам 2, 5 части 1 статьи 3 и части 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; пунктам 5, 6 части 2 статьи 3 и части 5 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое ООО "Грузовой терминал "Руслан" распоряжение не подлежит признанию недействующим.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, оспариваемое распоряжение было опубликовано 05.12.2012 г. в Вестнике Комитета по тарифам (№ 11).
Таким образом, начиная с 05.03.2013 г. заявителю должно было быть известно об обстоятельствах, нарушающих его права и законные интересы. Однако с заявлением о признании распоряжения Комитета от 30.11.2012 г. № 421-р недействующим заявитель обратился только 29.05.2013 г.
Каких-либо причин, объективно препятствовавших заявителю обратиться в суд в установленный законом трехмесячный срок ООО "Грузовой терминал "Руслан" не привел.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что срок подачи заявления об оспаривании распоряжения Комитета от 30.11.2012 г. № 421-р пропущен заявителем без уважительных причин и восстановлению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое ООО "Грузовой терминал "Руслан" распоряжение не подлежит признанию недействующим.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ уплаченная заявителем госпошлина остается на последнем.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявления отказать.
Расходы по госпошлине оставить на заявителе.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий
Е.А.Орлова

Судьи
Н.П.Швецова
Н.А.Чекунов


------------------------------------------------------------------