Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2013 по делу N А56-78745/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими распоряжений Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 31.12.2008 N 232-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 141-р", от 14.12.2009 N 199-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2010 год", от 13.12.2010 N 334-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2011 год", от 20.12.2011 N 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу № А56-78745/2012

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
председательствующего Боровлева Д.Ю., судей Семеновой И.С., Троховой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявители: 1) ООО "Жилкомсервис № 4 Красное село", 2) ООО "Городской центр коммунального сервиса"
заинтересованное лицо: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
третье лицо: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
иные лица: Прокуратура Санкт-Петербурга

о признании недействующими:
- абзаца четвертый пункта 1 слова "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 795,73 руб./Гкал (включая налог на добавленную стоимость);" Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2008 г. № 232-р "О внесении изменений в Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.11.2008 г. № 141-р", опубликовано в газете "Санкт-Петербургские ведомости", № 4, 14.01.2009.
- абзаца третий пункта 1 слова "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 931,00 руб./Гкал.;" Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 14.12.2009 г. № 199-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2010 год", опубликовано в газете "Невское время", № 230, 19.12.2009.
- абзаца третий пункта 1 слова "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 1050,00 руб./Гкал.;" Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2010 г. № 334-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2011 год", опубликовано в газете "Невское время", № 229, 18.12.2010.
- абзаца третий пункта 1 слова "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 1050,00 руб./Гкал;" Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 20.12.2011 г. № 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год", опубликовано в газете "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга", специальный выпуск № 3, 20.12.2011.
при участии
от заявителей: 1) П., дов. от 31.01.2013 № 86, 2) М., дов. от 25.02.2013
от заинтересованного лица: Б., дов. от 14.01.2013 № 01-14-56/13-0-0, Г., дов. от 14.01.2013 № 01-14-57/13-0-0
от третьего лица: В., дов. от 25.04.2013 № 05/3ГДКР/139
иные лица: Прокуратура Санкт-Петербурга - не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис № 4 Красное село" (далее - заявитель 1, ООО "ЖКС № 4 Красное село") и общество с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" (далее - заявитель 2, ООО "Городской центр коммунального сервиса") обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований принятых судом) к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании недействующими нормативных правовых актов, а именно:
абзаца четвертого пункта 1 "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 795,73 руб./Гкал (включая налог на добавленную стоимость)" Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2008 г. № 232-р "О внесении изменений в Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.11.2008 г. № 141-р", опубликованного в газете "Санкт-Петербургские ведомости", № 4, 14.01.2009.
абзаца третьего пункта 1 "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 931,00 руб./Гкал." Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 14.12.2009 г. № 199-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2010 год", опубликованного в газете "Невское время", № 230, 19.12.2009.
абзаца третьего пункта 1 "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 1050,00 руб./Гкал." Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2010 г. № 334-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2011 год", опубликованного в газете "Невское время", № 229, 18.12.2010.
абзаца третьего пункта 1 слова "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 1050,00 руб./Гкал" Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 20.12.2011 г. № 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год", опубликованного в газете "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга", специальный выпуск № 3, 20.12.2011.
Обязать Комитет по тарифам Правительства Санкт-Петербурга:
Привести Распоряжение Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2008 г. № 232-р "О внесении изменений в Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.11.2008 г. № 141-р" (далее - Распоряжение № 232-р) в обжалуемой части в соответствии с действующим законодательством, а именно, уменьшить тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам на стоимость 1 куб. метра холодной воды.
Привести Распоряжение Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 14.12.2009 г. № 199-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2010 год" (далее - Распоряжение № 199-р) в обжалуемой части в соответствии с действующим законодательством, а именно, уменьшить тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, на стоимость 1 куб. метра холодной воды.
Привести Распоряжение Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2010 г. № 334-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2011 год" (далее - Распоряжение № 334-р) в обжалуемой части в соответствии с действующим законодательством, а именно, уменьшить тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, на стоимость 1 куб. метра холодной воды.
Привести Распоряжение Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 20.12.2011 г. № 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год" (далее - Распоряжение № 497-р) в обжалуемой части в соответствии с действующим законодательством, а именно, уменьшить тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, на стоимость 1 куб. метра холодной воды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб").
Определением от 10.04.2013 к участию в деле в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечена Прокуратура Санкт-Петербурга.
В судебном заседании представители заявителей поддержали заявленные требования (с учетом уточнений) в полном объеме.
Представители Комитета, против доводов заявления возражали, ссылаясь на их несостоятельность по мотивам, изложенным в отзывах, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
ГУП "ТЭК СПб", поддерживая позицию Комитета в полном объеме, просило в удовлетворении заявления отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие Прокуратуры Санкт-Петербурга надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Настоящий спор разрешен в порядке определенном статьями 194, 195 АПК РФ.
Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон арбитражный суд установил следующее.
Комитетом приняты Распоряжения № 232-р, № 199-р, № 334-р, № 497-р, которыми установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам.
Распоряжения № 232-р, № 199-р, № 334-р, № 497-р опубликованы в средствах массовой информации и вступили в законную силу, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.
Заявители, полагая, что отдельные положения оспариваемых Распоряжений не соответствуют указанным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в суд с настоящим заявлением.
Как следует из доводов заявителей, Распоряжения № 232-р, № 199-р, № 334-р, № 479-р в оспариваемой части не соответствуют части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции до 01.01.2012) (далее - Закон № 184-ФЗ) установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
Пунктом 48 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление № 520) установлено, что тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Как считают заявители, при установлении оспариваемыми Распоряжениями тарифа на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, Комитетом не включена в тариф на горячую воду стоимость 1 куб. метра холодной воды.
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (действовавшего до 2011 года включительно) (далее - Закон № 41-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относится установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению.
В силу указанных положений Закона № 41-ФЗ Распоряжениями № 232-р, № 199-р, № 334-р установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам. При этом в силу указанного Закона тарифы на тепловую энергию установлены Комитетом в руб./Гкал.
На 2012 год тарифы на тепловую энергию устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ), в рамках которого было принято распоряжение № 497-р.
Пунктом 62(3) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при наличии графиков, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", вправе устанавливать для населения тарифы на тепловую энергию на 2011 - 2012 годы в размере, отличном от размеров тарифов на тепловую энергию для прочих потребителей.
Приказ ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)" предусматривает выделение тарифов на тепловую энергию для населения.
Тарифы для населения на тепловую энергию, утвержденные Распоряжениями № 232-р, № 199-р, № 334-р и № 497-р, установлены в размере 82% от экономически обоснованных значений в среднем по Санкт-Петербургу.
Тарифы на горячее водоснабжение в руб./куб. м. для населения Комитетом не устанавливались.
Как указали представители Комитета для расчетов с исполнителями коммунальных услуг за отпускаемую на территории Санкт-Петербурга тепловую энергию, ГУП "ТЭК СПб" в спорный период 2009 - 2012 годов должны были применять следующие тарифы, установленные распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга:
на 2009 год - распоряжением от 29.10.2008 № 120-р, для группы "Иные потребители" в размере 919,96 руб./Гкал без учета НДС;
на 2010 год - распоряжением от 27.11.2009 № 179-р, для группы "Иные потребители" в размере 1067,22 руб./Гкал без учета НДС;
на 2011 год - распоряжением от 30.11.2010 № 302-р, для группы "Иные потребители" в размере 1207,34 руб./Гкал без учета НДС; на 2012 год - распоряжением от 20.12.2011 № 510-р: с 01.01.2012 по 30.06.2012 1207,34 руб./Гкал без учета НДС; с 01.07.2012 по 31.08.2012 1300,42 руб./Гкал без учета НДС; с 01.09.2012 по 31.12.2012 1339,84 руб./Гкал без учета НДС.
В указанные периоды разница в тарифах на тепловую энергию возмещалась из бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с постановлениями Правительства Санкт-Петербурга:
- в 2009 году - от 03.02.2009 № 94 "О Порядке предоставления в 2009 году субсидий на возмещение недополученных доходов от оказания услуг теплоснабжения жилищного фонда и творческих мастерских, расположенных в многоквартирных домах";
- в 2010 году - от 19.02.2010 № 166 "О порядках предоставления в 2010 году субсидий возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских";
- в 2011 году - от 19.01.2011 № 50 "О Порядке предоставления в 2011 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских";
- в 2012 году - от 06.02.2012 № 95 "О Порядке предоставления в 2012 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских".
Как указал Комитет, в случае отмены тарифов на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, для расчетов с населением должны применяться тарифы, установленные теплоснабжающим организациям для расчетов с потребителями (исполнителями коммунальных услуг). В результате будут нарушены принципы соблюдения балансов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (статьи 3 и 7 Закона № 190-ФЗ).

Из доводов заявителей следует, что Комитетом установлены тарифы на горячее водоснабжение на период с 2009 по 2012 год. Как следует из текста заявления тарифы на горячее водоснабжение установлены в руб./куб. м. и содержатся в информационных письмах Комитета от 31.12.2008 № 01-22-2618/080-0-0, от 14.12.2009 № 01-22-3284/09-0-0, от 16.12.2010 № 01-22-3816/10-0-0 (далее - информационные письма).
На основании установленных, по мнению заявителей, тарифов на горячее водоснабжение для населения, значения установленных оспариваемыми распоряжениями тарифов на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению неверны, поскольку не соответствуют Положениям Методических указаний, по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания № 47), принятых в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об Основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление № 520).
В соответствии со статьей 46 Устава Санкт-Петербурга правовыми актами иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (устанавливающими правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими актами) являются распоряжения и приказы.
Довод истца об установлении тарифов на горячее водоснабжение информационными письмами не принимается судом.
В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа, протокол заседания утверждается председательствующим. Заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов проводится в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам. 1 Решения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга об установлении тарифов принимаются распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Заявители полагали, что в основу установления тарифов на горячую воду (в руб./куб. м.), которые как уже отмечалось выше, не были установлены Комитетом, должны быть положены Методические указания № 47.
Однако Методические указания № 47 вступили в силу только с 05.04.2011, до этого времени методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не было.
Решением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.06.2012 ВАС-4747/12 абзац первый пункта 7 Методических указаний № 47, в части слов "в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети", а также абзац четвертый пункта 7 Методических указаний признаны не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, и недействующими.
Высший арбитражный суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемые положения абзацев первого и четвертого пункта 7 Методических указаний № 47 об установлении тарифов на горячую воду в открытой и закрытой системах были приняты с превышением полномочий, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права управляющей компании, возлагая на нее обязанность по осуществлению расчетов с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду.
Таком образом, в 2009 - 2012 годах тарифы на горячую воду в соответствии с Методическими указаниями № 47 не могли быть установлены.
ГУП "ТЭК СПб" не осуществляло поставку горячей воды ни в закрытой системе (отсутствует технологическая возможность), ни в открытой системе в соответствии с действующими договорами. Договоры на поставку горячей воды не были заключены, заключение таких договоров не предлагалось ни теплоснабжающей организацией, ни потребителями, в том числе ООО "ЖКС № 4 Красное село".
Суд считает обоснованной позицию Комитета, о том что ГУП "ТЭК СПб" и иные энергоснабжающие организации не относятся к организациям коммунального комплекса, поскольку эксплуатируют систему теплоснабжения, отпускают тепловую энергию, являются теплоснабжающими организациями. У данных теплоснабжающих организаций невозможно выделить отдельные инженерные системы организации коммунального комплекса, а регулирование осуществляется в едином комплексе в соответствии с Законами № 41-ФЗ и № 190-ФЗ.
Между ГУП "ТЭК СПб" и ООО "ЖКС № 4 Красное село" заключен договор теплоснабжения в соответствии с которым объем тепловой энергии фиксируется приборами учета, а количество тепловой энергии (в Гкал), оплачивается по установленным Комитетом тарифам на тепловую энергию.
Подобным образом производятся расчеты за холодную воду, поставляемую ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по договору на холодное водоснабжение (по показаниям приборов учета и установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифам на холодную воду).
Тарифы и на холодную воду и водоотведение, и на тепловую энергию на 2009 - 2012 годы установлены соответствующими распоряжениями Комитета.
Тарифы на холодную воду, отпускаемую ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", установлены распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, на 2009 год 14.11.2008 № 138-р, на 2010 год 10.11.2009 № 117-р, на 2011 год 30.11.2010 № 301-р, на 2012 год 29.11.2011 № 374-р.
ГУП "ТЭК СПб" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в указанный период продавали, а ООО "ЖКС № 4 Красное село" покупало ресурсы (тепловую энергию и холодную воду) в соответствии с показаниями прибора учета по установленным тарифам в порядке, предусмотренном законодательством.
Доводы заявителей о том, что при расчете тарифа на горячую воду для населения Комитет по тарифам Санкт-Петербурга использовал не все составляющие, предусмотренные пунктом 48 Постановления № 520, суд считает ошибочными, так как Комитет по не устанавливал тарифы на горячую воду для населения в расчете на 1 м куб. горячей воды.
Комитет не осуществлял регулирование в соответствии с положениями Методических указаний № 47, в связи с отсутствием правовых оснований в части тарифов на горячую воду.
Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (далее - Методические указания № 20-э/2), установлено, что составе расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии, учитываются расходы по статье "Вода на технологические цели" (таблица П1.19 Методических указаний № 20-э/2 "Калькуляция расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии") (Приложение № 1).
Расходы на приобретение холодной воды ГУП "ТЭК СПб" не содержат расходов на приобретение объемов холодной воды, которые приобретали заявители для приобретения горячей воды и оказания соответствующей коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Суд считает необоснованными доводы заявителей об оплате холодной воды дважды, так как один объем холодной воды ими приобретен для приготовления тепловой энергии, а другой объем холодной воды приобретен заявителями для приготовления горячей воды и обеспечения коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, суд приходит к выводу, что тарифы на тепловую энергию для населения, в том числе на нужды горячего водоснабжения, в руб./Гкал устанавливались Комитетом в соответствии с предоставленными полномочиями и на основании положений федерального законодательства.
В силу части 2 статьи 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Частью 1 статьи 168 АПК РФ предусмотрено, что при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает, что требования заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать абзац четвертый пункта 1 "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 795,73 руб./Гкал (включая налог на добавленную стоимость)" Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2008 г. № 232-р "О внесении изменений в Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.11.2008 г. № 141-р", опубликованного в газете "Санкт-Петербургские ведомости", № 4, 14.01.2009, в части размера тарифа 795,73 руб./Гкал; абзац третий пункта 1 "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 931,00 руб./Гкал." Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 14.12.2009 г. № 199-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2010 год", опубликованного в газете "Невское время", № 230, 19.12.2009, в части размера тарифа 931,00 руб./Гкал.; абзац третий пункта 1 "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 1050,00 руб./Гкал" Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2010 г. № 334-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2011 год", опубликованного в газете "Невское время", № 229, 18.12.2010, в части размера тарифа 1050,00 руб./Гкал.; абзац третий пункта 1 "тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, в размере 1050,00 руб./Гкал;" Распоряжения Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 20.12.2011 г. № 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год", опубликованного в газете "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга", специальный выпуск № 3, 20.12.2011, в части размера тарифа 1050,00 руб./Гкал, соответствующими статьям 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 19 Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статье 6 Федерального закона № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий
Д.Ю.Боровлев

Судьи
М.В.Трохова
И.С.Семенова


------------------------------------------------------------------