Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2013 по делу N А56-10361/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26.11.2012 N 159-п "Об установлении предельного тарифа на транспортные услуги , оказываемые на подъездных железнодорожных путях обществом с ограниченной ответственностью "Киришская сервисная компания">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу № А56-10361/2013

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 04 июня 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
председательствующего судьи Галкиной Т.В.,
судей Ресовской Т.М., Соколовой Н.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ООО "РУСДЖАМ КИРИШИ"
заинтересованное лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
третье лицо: ООО "Киришская сервисная компания"
о признании недействующим нормативного правового акта

при участии
от заявителя: Д., доверенность № 33 от 25.03.2013
от заинтересованного лица: В., доверенность № 2-6-1258/11-0 от 26.10.2011
М., доверенность № 2-6-524/11-0 от 22.04.2011
от третьего лица: З., доверенность № 05 от 01.04.2013
Ф., доверенность № 03 от 01.04.2013

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РУСДЖАМ КИРИШИ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействующим приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 159-П от 26.11.2012 "Об установлении предельного тарифа на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО "Киришская сервисная компания", как не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации № 643 от 05.08.2009, приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 167-П от 22.10.2010, подпунктам "б" и "в" пункта 4 Указа Президента РФ № 314 от 09.03.2004, Тарифному руководству № 3, утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ № 35/15 от 19.06.2002.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области заявленные требования не признал, считая приказ № 159-П от 26.11.2012 соответствующим действующему законодательству.
ООО "Киришская сервисная компания" поддержало доводы Комитета и просило в удовлетворении требований отказать.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 утвержден Перечень услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. К таким видам деятельности отнесены, в том числе, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы.
В соответствии с Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике от 22 октября 2010 года № 167-п и Положением о Комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 12 ноября 2004 года № 255, Комитет является регулирующим органом, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов на транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях на территории Ленинградской области.
ООО "КСК" в адрес Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области 15.10.2012 было направлено заявление об открытии дела по установлению тарифа на перевозку грузов (подачу и уборку вагонов) на подъездных железнодорожных путях ООО "Киришская сервисная компания" на 2013 год, а также обосновывающие материалы по каждой статье расходов, включая пояснительную записку к расчету тарифа на перевозку грузов (подачу и уборку вагонов) на подъездных железнодорожных путях ООО "Киришская сервисная компания" на 2013 год.
Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области было открыто дело по установлению тарифа на перевозку грузов (подачу и уборку вагонов) по подъездным железнодорожным путям на 2013 год и проведена экспертиза в соответствии с приказом Комитета от 22 октября 2010 года № 167-п.
По результатам экспертизы расчетный тариф на перевозку грузов (подачу и уборку вагонов) по подъездным железнодорожным путям ООО "КСК" на 2013 год составил 29,35 руб. за тонно-км (без НДС) и был утвержден Приказом Комитета от 26 ноября 2012 года № 159-П.
Руководствуясь данным приказом ООО "КСК" обратилось к ООО "РУСДЖАМ КИРИШИ" с письмом об установлении и согласовании тарифа.
ООО "РУСДЖАМ КИРИШИ", посчитав, что установленный Приказом № 159-П тариф превышает на 85% ранее действовавший тариф (15.83 руб. за тонно-км в 2011 году), обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике от 22 октября 2010 года № 167-п утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ) и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Ленинградской области.
Методические рекомендации распространяются на все ОПЖТ, оказывающие транспортные услуги на принадлежащих ОПЖТ на праве собственности или на иных законных основаниях подъездных железнодорожных путях, расположенных на территории Ленинградской области.
Согласно пункту 3.1 приказа № 167-П при регулировании тарифов могут устанавливаться фиксированные размеры тарифов на единицу продукции, работ, услуг и предельные (максимальные) уровни тарифов.
Установленные регулирующим органом предельные (максимальные) тарифы могут понижаться ОПЖТ самостоятельно, но для всех потребителей услуг одновременно и с обязательным уведомлением регулирующего органа в течение 14 рабочих дней с даты принятия решения о понижении тарифов.
Приказом № 159-П от 26.11.2012 установлен предельный тариф на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО "Киришская сервисная компания", то есть данный тариф может быть уменьшен ОАО "КСК" самостоятельно, по согласованию с потребителем услуг.
Согласно разделу 4 указанных Методических рекомендаций, для технико-экономического обоснования тарифа Комитет проводит экспертизу, в том числе, расчета затрат, связанных с предоставлением железнодорожных услуг. Все затраты на услуги ОПЖТ формируются в соответствии с действующим бухгалтерским и налоговым законодательством РФ (пункт 4.3.1).
При этом, пунктом 4.3.10 Методических рекомендаций к прямым затратам, которые должны быть обязательно учтены при расчете тарифа, отнесены затраты на ремонт, в том числе затраты на ремонт подвижного состава (средний, капитальный), железнодорожных путей, стрелочных переводов и иных основных фондов (капитальный, средний, подъемочный) согласно дефектным ведомостям и сметам, осуществляемый сторонними организациями и собственными силами в соответствии с графиками планово-предупредительных ремонтов.
По результатам экспертизы расчетный тариф на перевозку грузов (подачу и уборку вагонов) по подъездным железнодорожным путям ООО "КСК" на 2013 год составил 29,35 руб. за тонно-км (без НДС).
Таким образом, данный тариф был установлен уполномоченным органом, процедура установления тарифа соблюдена.
По мнению заявителя, оспариваемым приказом утвержден тариф с ростом 85% в сравнении с ранее действовавшим тарифом (15,83 руб. за тонно-км.), что является экономически необоснованным и нарушает принципы и методы государственного регулирования тарифов. Однако данный довод заявителя не принимается судом.
Как следует из пояснений Комитета, при утверждении приказом ЛенРТК от 19.08.2011 № 88-П предельного тарифа для ООО "КСК" в размере 15,83 руб., в связи с отсутствием на тот момент обосновывающих материалов, подтверждающих фактические затраты Общества, понесенные при осуществлении регулируемой деятельности, Комитетом было принято решение распространить на ООО "КСК" тариф, утвержденный в 2007 году для иной регулируемой организации.
При этом, в 2012 году Комитетом были проанализированы представленные Обществом материалы и утвержден предельный тариф, учитывающий экономически обоснованные расходы.
Таким образом, тариф в размере 15,83 руб. за тонно-км был утвержден еще в 2007 году и не повышался только в связи с непредставлением Обществом экономически обосновывающих документов для его увеличения.
В то же время, заявитель, указывая на недостаточную экономическую обоснованность тарифа, не приводит никаких доводов по сумме тарифа, которая была бы разумной по его мнению.
В связи с данным обстоятельством, ООО "РУСДЖАМ КИРИШИ" было заявлено ходатайство о проведении экономической независимой расчетно-тарифной экспертизы, при это заявитель предложил поставить перед экспертом следующие вопросы:

1. Соответствует ли утвержденный приказом № 157-П тариф в 85% расчетам Тарифного руководства № 3?;
2. Обоснованно ли включение в составляющую 85% тарифа на объединенные затраты вида услуг? 1. эксплуатация железнодорожного пути, 2. подача и уборка вагонов?;
3. Обоснован ли экономически расчет тарифа с учетом всех параметров, включенных в составляющую этого 85% тарифа?;
4. Являются ли данные себестоимости услуг, представленные ООО "КСК" в заявлении об установлении предельного тарифа, экономически обоснованными?;
5. При формировании заявленных статей расходов (на стадии подготовки представленных в заявлении по установлению предельного тарифа в 85%) и расчета планируемой рентабельности соблюдены ли ООО "КСК" положения приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 167-П и Методических рекомендаций, протокола заседания правления Комитета от 26.11.2012 № 16 по расчету предполагаемых экономических оправданных включенных затрат и расчета рентабельности при формировании предельного тарифа в размере 29,35 руб. за тонно-км?;
Исследовав представленные заявителем вопросы, суд отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы в связи с некорректностью вопросов и их расплывчатым формулированием, поскольку на представленные вопросы экспертиза не могла дать ответ.
Обществом повторно заявлено ходатайство о проведении судебной экономической независимой расчетно-тарифной экспертизы для получения ответа на вопросы:
1. Обоснованно экономически или нет отнесение всех затрат по ремонту пути на один годовой период?;
2. Обоснованно экономически или нет увеличение расходов на технологическое обслуживание локомотива по программе ТО-3 при одинаковых объемах работ в 2013 году по сравнению с 2012 годом почти в 9 раз?;
3. Обоснован или нет рост фонда заработной платы в 2013 году по сравнению с 2011 годом почти в 3 раза?;
4. обоснованы или нет экономические установления рентабельности в размере 20,57% к расходам?;
5. Обосновано ли включение в составляющую 85% тарифа на объединенные затраты вида услуг: эксплуатация железнодорожного пути; подача и уборка вагонов?;
6. Обоснован ли экономически расчет тарифа с учетом всех расшифровок прочих расходов по текущему ремонту, включенных в составляющую предельного тарифа в размере 29,35 руб.?
В удовлетворении данного ходатайства судом было повторно отказано по тем же причинам.
Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации № 643 от 05.08.2009 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (вместе с "Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок") основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Пунктом 14 данного Положения установлено, что для определения величины подлежащих установлению тарифов, сборов и платы производится расчет необходимой валовой выручки, при этом учитываются:
а) расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) субъектами регулирования, в том числе:
расходы по обычным видам деятельности (за исключением начисленной амортизации);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, включая уплату процентов за предоставление в пользование средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с продажей иностранной валюты;
расходы, связанные с участием в совместной деятельности;
б) отчисления на амортизацию основных средств, определяемые с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;
в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета и нормы прибыли (рентабельности) на капитал с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании тарифов, сборов и платы, утверждаемой Федеральной службой по тарифам в установленном порядке;
г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
д) субсидии, а также иные меры государственной поддержки, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с частью 2 пункта 3.1. Методических рекомендаций в тарифе на услугу по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям (подачу и уборку вагонов) должны быть учтены все расходы, связанные с перевозкой грузов по подъездным железнодорожным путям от станции примыкания на места погрузки (выгрузки) и обратно по району обслуживания, включая указанные в п. 4.3.10. Методических рекомендаций затраты на ремонт, в том числе затраты на ремонт подвижного состава (средний, капитальный), железнодорожных путей, стрелочных переводов и иных основных фондов (капитальный, средний, подъемочный).
Как следует из материалов дела, ООО "КСК" для установления тарифа на 2013 год представило в Комитет документы, подтверждающие затраты на ремонт, в том числе расчетные данные по затратам на ремонт, связанным исключительно с устранением первоочередных дефектов, напрямую влияющих на нормальную эксплуатацию ж/д пути и обеспечение бесперебойных перевозок (ремонт локомотивов и отдельных участков пути - сметы первоочередных работ по ремонту пути разработаны на основе дефектных ведомостей, разработанных специализированными организациями).
Таким образом, доводы заявителя о необоснованности включения Обществом расходов в расчет тарифа, также не принимаются судом.
Одним из главных принципов государственного регулирования тарифов является обязанность регулирующего органа соблюдать интересы как поставщиков, так и потребителей услуг (баланс интересов).
Интересы регулируемых организаций учитываются в виде установления для них экономически обоснованных тарифов. Интересы потребителей услуг учитываются в виде всестороннего анализа представленных поставщиком услуг документов, т.е. в процессе регулирования анализируются все представленные организацией материалы на соответствие действующему законодательству, и принимаются в расчетах тарифов лишь те, которые экономически обоснованны.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд считает установленный приказом № 159-П от 26.11.2012 тариф экономически обоснованным, установленным правомерно и не противоречащим действующему законодательству.
Также из материалов дела следует, что предельные тарифы на транспортные услуги, оказываемые ООО "КСК" на подъездных железнодорожных путях, сопоставимы с тарифами, установленными регулирующими органами для организаций, оказывающих транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях.
Необходимо отметить, что ООО "КСК" не устанавливало для заявителя предельный тариф по оказываемым услугам. Первое предложение от ООО "КСК" было направлено ООО "РУСДЖАМ КИРИШИ" 13.12.2012., в котором скидка от предельного тарифа в нем составляла 23% при объеме перевозок свыше 5 тыс. тонн в месяц (в 2012 году среднемесячный объем перевозок составил 9813 тонн в месяц). Позднее предлагался тариф 23,78 руб. (при максимально установленном размере 29,35 руб. за тонно-км).
Последнее предложение по тарифу для ООО "РУСДЖАМ КИРИШИ" было направлено 26 февраля 2013 года и оно составило 20,48 руб. на любой объем перевозок, что никак не соответствует утверждению заявителя о повышении тарифа на 85%.
Заявитель в 2013 году пользуется услугами ООО "КСК", но при этом оплачивает их по тарифу 15,83 руб. за тонно-км.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 193 АПК РФ заявитель должен указать название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения.
Суд, проверив соответствие оспариваемого приказа постановлению Правительства Российской Федерации № 643 от 05.08.2009, приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 167-П от 22.10.2010, подпунктам "б" и "в" пункта 4 Указа Президента РФ № 314 от 09.03.2004, Тарифному руководству № 3, утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ № 35/15 от 19.06.2002, считает, что приказ не противоречит перечисленным нормативным актам.
Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

1. Признать действующим приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 159-П от 26.11.2012 "Об установлении предельного тарифа на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО "Киришская сервисная компания" и соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации № 643 от 05.08.2009, приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 167-П от 22.10.2010, подпунктам "б" и "в" пункта 4 Указа Президента РФ № 314 от 09.03.2004, Тарифному руководству № 3, утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ № 35/15 от 19.06.2002.
2. В удовлетворении заявленного требования отказать.
3. Расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей оставить на заявителе.

Решение вступает в силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца.

Судьи
Т.В.Галкина
Т.М.Ресовская
Н.Г.Соколова


------------------------------------------------------------------