Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2013 по делу N А56-24427/2013 <О признании недействующим приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 17.02.2012 N 13-п "Об установлении тарифов на товары потребителям муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, присоединенным к сетям открытого акционерного общества "Водотеплоснаб", в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2012 год" в части установления тарифов на период с 17 февраля 2012 года по 19 марта 2012 года>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2013 г. по делу № А56-24427/2013

Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 5 июля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
председательствующего Соколовой Н.Г.,
судей Семеновой И.С., Калайджяна А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство п.им. Морозова"
заинтересованное лицо - Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области
третьи лица - ОАО "Водотеплоснаб", ЗАО "Морозовский энергетический комплекс"
об оспаривании нормативного правового акта
при участии
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - В., по доверенности от 26.10.2011 № 2-6-1258/11-О, М., по доверенности от 22.04.2011 № 2-6-524/11-О,
от третьих лиц - 1) 2) не явился, извещен

установил:

Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство п.им. Морозова" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим Приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (далее - Комитет, ЛенРТК) от 17.02.2012 № 13-п "Об установлении тарифов на товары (услуги) открытого акционерного общества "Водотеплоснаб", реализуемые (оказываемые) потребителям муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, присоединенным к сетям открытого акционерного общества "Водотеплоснаб", в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2012 год" в части установления в пунктах 1.1, 1.2, 1.3 тарифов, подлежащих применению в период с 17.02.2012 по 19.03.2012, и не соответствующим в данной части Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Водотеплоснаб" (далее - ОАО "Водотеплоснаб") и закрытое акционерное общество "Морозовский энергетический комплекс" (далее - ЗАО "Морозовский энергетический комплекс").
В судебном заседании, состоявшемся 21.06.2013, объявлен перерыв до 12 час. 28.06.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представители Комитета возражали против удовлетворения заявленных требований, считая оспариваемые положения Приказа соответствующими Закону № 210-ФЗ; как отмечено в отзыве на заявление, в оспариваемом приказе указан период действия тарифов в соответствии с согласованной производственной программой.
Заявитель и третьи лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке статей 156, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц.
Согласно представленному в материалы дела отзыву ОАО "Водотеплоснаб" полагает, что оспариваемый приказ принят Комитетом в пределах его полномочий в полном соответствии с действующим законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса.
Заявление рассмотрено по имеющимся в деле материалам и доводам, изложенным представителями Комитета в судебном заседании.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 4, 6 статьи 194 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что приказом ЛенРТК от 17.02.2012 № 13-п установлены тарифы на товары (услуги) ОАО "Водотеплоснаб", реализуемые (оказываемые) потребителям муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, присоединенным к сетям ОАО "Водотеплоснаб", в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2012 год. Согласно приложению к данному приказу тарифы установлены на соответствующий период и имеют календарную разбивку, в том числе, тарифы установлены на период с 17.02.2012 по 30.06.2012.
Полагая, что приказ ЛенРТК от 17.02.2012 № 13-п в части установления тарифов, подлежащих применению в период с 17.02.2012 по 19.03.2012, не соответствует положениям статьи 13 Закона № 210-ФЗ, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент издания спорного Приказа) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете на территории Ленинградской области органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять регулирование тарифов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, является ЛенРТК.
Одной из основных задач ЛенРТК является установление на территории Ленинградской области подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением (пункт 2.1 Положения о Комитете).
Общими принципами регулирования тарифов и надбавок, согласно статье 3 Закона № 210-ФЗ, являются: 1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации (статья 4 Закона № 210-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия (часть 8 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Закона № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 названного Федерального закона.
При этом, как отмечено в информационном письме № ДС-8719/4 Федеральной службы по тарифам не следует разделять понятия "принятие тарифного решения" и "установление тарифов", и, следовательно, датой установления регулируемых тарифов необходимо считать дату принятия соответствующего тарифного решения, а именно дату подписания данного правового акта.
Указанным письмом Федеральная служба по тарифам обратила внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на необходимость неукоснительного соблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка принятия решений об установлении тарифов, а также порядка официального опубликования принятых решений об установлении тарифов и порядка доведения указанных решений (в том числе копий протоколов (выписок из протоколов) заседаний правлений (коллегий) региональных регулирующих органов до сведения регулируемых организаций.
В данном случае, оспариваемым Комитетом принято тарифное решение 17.02.2012, согласно которому одним из периодов, на который установлены тарифы, является - с 17.02.2012 по 30.06.2012.
Оспариваемый приказ опубликован в газете "Вести" № 35 от 08.03.2012 и согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 7 Областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" вступил в законную силу по истечении 10 дней с даты публикации, т.е. не ранее 19 марта 2012 года.
Таким образом, применение установленных Приказом № 13-п тарифов в период с 17.02.2012 по 19.03.2012 не соответствует положениям Закона № 210-ФЗ.
На основании изложенного Приказ № 13-п подлежит признанию не действующим в оспариваемой части.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействующим Приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 17.02.2012 № 13-п "Об установлении тарифов на товары (услуги) открытого акционерного общества "Водотеплоснаб", реализуемые (оказываемые) потребителям муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, присоединенным к сетям открытого акционерного общества "Водотеплоснаб", в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2012 год" в части установления тарифов на период с 17.02.2012 по 19.03.2012, как не соответствующий Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Взыскать с Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в пользу Муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство п.им. Морозова" 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий
Соколова Н.Г.

Судья
Семенова И.С.
Судья
Калайджян А.А.


------------------------------------------------------------------