Решение Ленинградского областного суда от 24.07.2013 по делу N 3-42/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приложения N 70 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26.11.2012 N 160-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 году" в части одноставочного тарифа на тепловую энергию >



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу № 3-42/2013

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Л.Н.,
с участием прокурора Кичаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.В. о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2012 г. № 160-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г.",

установил:

26 ноября 2012 г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области издан приказ № 160-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г.", который 17 декабря 2012 г. официально опубликован в печатном издании "Вестник правительства Ленинградской области", № 123, и вступил в силу через десять дней со дня его официального опубликования (л.д. 131-133, 143-145).
В настоящее время приказ действует в редакции приказов комитета по тарифам и ценовой политике от 28 декабря 2012 г. № 219-п, от 18 января 2013 г. № 1-п, от 1 февраля 2013 г. № 9-п, от 1 февраля 2013 г. № 10-п, от 25 марта 2013 г. № 72-п, от 18 апреля 2013 г. № 82-п.
Данным приказом установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г., согласно приложениям N№ 1 - 82 к приказу (п. 1).
Пунктом 2 приказа предусмотрено, что тарифы, установленные в п. 1 настоящего приказа, действуют с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г.
Приложением № 69 к приказу установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям муниципального образования "Приозерское городское поселение" Приозерского муниципального района Ленинградской области в 2013 г. в период с 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г.
Для населения установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (горячую воду) в размере 1559,42 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость).
Приложением № 70 к приказу установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям муниципального образования "Приозерское городское поселение" Приозерского муниципального района Ленинградской области в 2013 г. в период с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г.
Для населения установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (горячую воду) в размере 1759,36 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость).
Л.В., являясь жителем г. Приозерска Ленинградской области и потребителем жилищно-коммунальных услуг, обратился в суд с заявлением о признании недействующими приведенных приложений № 69 и № 70 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2012 г. № 160-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г." в части тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией населению муниципального образования "Приозерское городское поселение" Приозерского муниципального района Ленинградской области (далее - Приозерское городское поселение), ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", поручению Президента Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. № 340-пр о проведении анализа установленных нормативов потребления коммунальных услуг и подготовке предложений о необходимости их пересмотра, поручению Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. № ДК-П9-1327 о недопущении роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г., методическим рекомендациям об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г., направленных письмом Федеральной службы по тарифам от 6 марта 2013 г. № СН-2164/5, согласно которым не допускается изменение установленных тарифов в сфере теплоснабжения в течение одного финансового года, в 2013 г. допустимая максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Ленинградской области, не может превышать размер тарифа, действовавшего для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2012 г., в период с 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г. - 100%, а в период с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. - 112,7%, рост платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г. не может составлять более 6% в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 г. В декабре 2012 г. тариф на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети" населению Приозерского городского поселения, был установлен в размере 1477,65 руб./Гкал, поэтому, установив с 1 января 2013 г. тариф в размере 1559,42 руб./Гкал, а с 1 июля 2013 г. в размере 1759,36 руб./Гкал, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области превысил предельно допустимый уровень тарифов с 1 января 2013 г. на 108,2% и с 1 июля 2013 г. на 119,1%, а также способствовал увеличению платы граждан за коммунальные услуги на 124,4%. Тариф, установленный на период с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. изменялся дважды, сначала был установлен в размере 1839,33 руб./Гкал, а затем изменен и стал составлять 1759,36 руб./Гкал. Полагал свои права нарушенными, поскольку в результате повышения тарифов на тепловую энергию происходит рост платы за коммунальные услуги (л.д. 9-10, 30, 62).
Определением Ленинградского областного суда от 10 июля 2013 г. производство по делу прекращено в части требований заявителя о признании недействующим приложения № 69 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2012 г. № 160-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г." (л.д. 52-55).
В судебном заседании Л.В. заявление поддержал и просил его удовлетворить.
Представители комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области М.Н., П.К., поддержав письменные возражения (л.д. 47-48), полагая, что оспариваемое нормативное положение принято в пределах компетенции, федеральному законодательству не противоречит и прав и законных интересов Л.В. не нарушает, просили в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения Л.В., представителей комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области М.Н., П.К., заключение прокурора Кичаевой О.А., полагавшей, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано, исследовав материалы дела, суд находит заявление Л.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В п. 19 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" указано, что орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также - орган регулирования) это уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения); уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности, отнесено установление тарифов, перечень которых приведен в ст. 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и(или) максимального уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и(или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов); принятие решений о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) (ч. 2 ст. 5, п.п. 1, 3, 5 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии со ст. 34 закона Ленинградской области от 27 октября 1994 г. № 6-оз "Устав Ленинградской области" (далее - устав Ленинградской области) администрация Ленинградской области представляет собой единую систему органов исполнительной власти области, включающую в себя: правительство области; отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти области. Структура органов исполнительной власти области определяется губернатором Ленинградской области.
Отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области формируются, реорганизуются и упраздняются правительством области в соответствии со структурой органов исполнительной власти области, определенной губернатором области, с учетом требований, установленных федеральными законами, уставом Ленинградской области и областными законами. Положения об отраслевых, территориальных и иных органах исполнительной власти утверждает правительство области, если иное не предусмотрено федеральными законами (ч.ч. 1, 5 ст. 40 устава Ленинградской области).
Из приложения к постановлению губернатора Ленинградской области от 8 мая 2013 г. № 38-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Ленинградской области и признании утратившими силу постановлений губернатора Ленинградской области от 24 июля 2012 г. № 80-пг и от 26 ноября 2012 г. № 128-пг" (на момент принятия оспариваемого регионального акта - приложение к постановлению губернатора Ленинградской области от 24 июля 2012 г. № 80-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Ленинградской области") следует, что комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области включен в структуру органов исполнительной власти Ленинградской области.
Постановлением правительства Ленинградской области от 12 ноября 2004 г. № 255 утверждено положение о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, согласно которому комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов, контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациям коммунального комплекса, а также контроль за порядком ценообразования на территории Ленинградской области (п. 1.1 Положения).
Установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и(или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, подп. "в" п. 3.1.1 Положения отнесено к основным полномочиям ЛенРТК.
В п. 1.3 Положения указано, что ЛенРТК в рамках своих полномочий принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов, а также правовые акты, имеющие ненормативный характер, в форме распоряжений.
Таким образом, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области является уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения.
Следовательно, издавая оспариваемый приказ и устанавливая тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г., региональный орган регулирования действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирования повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечения стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечения открытости и доступности для потребителей, в т.ч. для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создания условий для привлечения инвестиций; определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод сравнения аналогов. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и(или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифов (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").

Приказом Федеральной службы по тарифам от 9 октября 2012 г. № 321-э "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 г." установлены и введены в действие с 1 января 2013 г. предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:
- с 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2012 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации (для Ленинградской области - 100%);
- с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2012 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации (для Ленинградской области - 112,7%).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов рекомендовано осуществлять установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней тарифов с календарной разбивкой, определенной этим приказом.
Согласно приложению № 3 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16 декабря 2011 г. № 193-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями потребителями Ленинградской области в 2012 г." по состоянию на декабрь 2012 г. одноставочный тариф на тепловую энергию (горячую воду), отпускаемую открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Тепловые сети" населению Приозерского городского поселения, составлял 2716,24 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость).
23 ноября 2012 г. на заседании правления ЛенРТК принято решение об установлении одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Тепловые сети" населению Приозерского городского поселения, с 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г. в размере 1599,42 руб./Гкал, с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. в размере 1839,33 руб./Гкал (л.д. 97-102).
Принятию данного решения предшествовало представление ОАО "Тепловые сети" в региональный орган регулирования заявления об установлении тарифов на тепловую энергию на 2013 г. с приложением калькуляции себестоимости полезно отпущенной энергии и передачи тепловой энергии, расчетов затрат на водопотребление и водоотведение, на топливо, на заработную плату работающих в регулируемой сфере (тепловой энергии), распределения "общехозяйственных расходов" по видам деятельности. Специалистами ЛенРТК по результатам представленных материалов составлено экспертное заключение по обоснованию уровней тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Тепловые сети" потребителям Приозерского городского населения в 2013 г., рассчитанного методом индексации установленных тарифов (л.д. 81-96).
6 марта 2013 г. Федеральной службой по тарифам в соответствии с п. 1 раздела II поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 1 марта 2013 г. № ДК-П9-1327 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом № СН-2164/5 направлены методические рекомендации об особенностях формирования платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г., разработанные в целях обеспечения единообразия подходов субъектов Российской Федерации к решению вопросов по приведению платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г. к уровню не более 6% в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 г.
В п. 6 названных методических рекомендаций приведены механизмы снижения размера платы за коммунальные услуги, в т.ч., посредством снижения платы за коммунальные услуги путем пересмотра установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом норм действующего законодательства.
25 марта 2013 г. на заседании правления ЛенРТК рассмотрен вопрос о приведении приказа от 26 ноября 2012 г. № 160-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г." в соответствие с поручением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. № ДК-П9-1327 и методическими рекомендациями Федеральной службы по тарифам, направленными письмом от 6 марта 2013 г. № СН-2164/5, и принято решение о внесении в указанный приказ изменений (л.д. 103-106).
Приказом ЛенРТК от 25 марта 2013 г. № 72-п внесены изменения в приказ от 26 ноября 2012 г. № 160-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г.", в частности, в приложении № 70 к приказу цифры "1839,33" заменены цифрами "1759,36", т.е. на период с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Тепловые сети" населению Приозерского городского поселения, установлен в размере 1759,36 руб./Гкал (л.д. 134-142).
Указанный приказ размещен на открытом для свободного доступа официальном сайте ЛенРТК www.tarif.lenobl.ru в Интернете (л.д.107-109) и в соответствии с ч. 6 ст. 8 областного закона Ленинградской области от 11 декабря 2007 г. № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" считается официально опубликованным.
Таким образом, судом установлено, что тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Тепловые сети" населению Приозерского городского поселения, с 1 июля 2013 г. (1759,36 руб./Гкал) по сравнению с тарифом на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Тепловые сети" населению Приозерского городского поселения, действовавшим по состоянию на декабрь 2012 г. (2716,24 руб./Гкал), региональным органом регулирования не только не увеличен, но и снижен.
Согласно данным ЛенРТК рост тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, по Ленинградской области с 1 июля 2013 г. по отношению к тарифам, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2012 г., составил 112,65% (л.д. 109), т.е. в пределах, установленных приказом Федеральной службы по тарифам от 9 октября 2012 г. № 321-э "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 г.".
Постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 17 мая 2012 г. № 1775 "Об установлении платы для населения за коммунальные услуги по муниципальному образованию Приозерский муниципальный район Ленинградской области" с 1 сентября 2012 г. установлен тариф по группам многоквартирных домов или жилых домов, оснащенных приборами учета тепловой энергии, за 1 Гкал фактического потребления услуг на центральное отопление в размере 1477,65 руб./Гкал (л.д. 45).
Из содержания этого муниципального акта видно, что он принят в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приказом ЛенРТК от 18 ноября 2011 г. № 145-п "Об установлении по муниципальным образованиям Ленинградской области на 2012 г. предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальные услуги и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г.", постановлением правительства Ленинградской области от 24 ноября 2010 г. № 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах при отсутствии приборов учета", соглашениями между администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и администрациями поселений по передаче полномочий по установлению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для населения, т.е. нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Вышеприведенный тариф, установленный для населения Приозерского городского поселения администрацией муниципального района, нельзя признать тарифом в сфере теплоснабжения по смыслу, придаваемому ему Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу ч.ч. 5 - 8 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют полномочия в сфере теплоснабжения в пределах переданных им законом субъекта Российской Федерации полномочий в соответствии со ст. 7 данного Федерального закона.
Законодателем Ленинградской области указанные полномочия органам местного самоуправления не передавались.
В связи с этим, тариф на центральное отопление в размере 1477,65 руб./Гкал, установленный населению Приозерского городского поселения органом местного самоуправления по состоянию на 31 декабря 2012 г., не может рассматриваться в качестве тарифа, который подлежал учету региональным органом регулирования при установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую населению Приозерского городского поселения ОАО "Тепловые сети" с 1 июля 2013 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что региональный нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам федерального уровня, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах полномочий, предоставленных уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) федеральным законодательством, и не влечет нарушения или ущемления прав заявителя.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого приказа Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", поручению Президента Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. № 340-пр о проведении анализа установленных нормативов потребления коммунальных услуг и подготовке предложений о необходимости их пересмотра, поручению Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. № ДК-П9-1327 о недопущении роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г., методическим рекомендациям об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г., направленных письмом Федеральной службы по тарифам от 6 марта 2013 г. № СН-2164/5, суд находит несостоятельными.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, т.е. регулирует иные тарифы (ч.ч. 1, 2 ст. 1 Закона).
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г., направленные письмом Федеральной службы по тарифам от 6 марта 2013 г. № СН-2164/5, нормативным правовым актом не являются. В силу п. 5.1 регламента Федеральной службы по тарифам, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 21 февраля 2006 г. № 37, Федеральная служба по тарифам принимает нормативные правовые акты в виде приказов Федеральной службы по тарифам, а также иных форм, предусмотренных нормативными правовыми актами. Пунктом 2 правил подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, предусмотрено, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Поручение Президента Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. № 340-пр по итогам совещания о мерах по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и поручение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. № ДК-П9-1327 о недопущении роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г. даны федеральным и региональным органам власти, не содержат правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитаны на однократное применение, а потому не обладают всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, приведенными в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Довод заявителя о том, что региональный орган регулирования дважды за финансовый год изменил тарифы на тепловую энергию, опровергается содержанием п.п. 1, 2 оспариваемого приказа и приложения № 70 к нему. Возможность календарной разбивки тарифов (фиксированных размеров тарифов на единицу продукции, работ, услуг), предельных минимальных (максимальных) уровней тарифов предусмотрена п. 14 основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109.
Довод о том, что факт нарушения региональным органом регулирования федерального законодательства в сфере теплоснабжения установлен Федеральной службой по тарифам в письме от 20 июня 2013 г. (л.д. 43-44), не может быть принят во внимание суда, поскольку решения об отмене оспариваемого приказа Федеральной службой по тарифам в соответствии с п. 5.3.8 положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 332, не принималось.
Поскольку судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заявление Л.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Л.В. в удовлетворении заявления о признании недействующим приложения № 70 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2012 г. № 160-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г." в части одноставочного тарифа на тепловую энергию (горячую воду), установленного для населения в размере 1759,36 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость), отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.

Судья
Е.В.Шадрина

Решение принято в окончательной форме 29 июля 2013 г.


------------------------------------------------------------------