Решение Санкт-Петербургского городского суда от 08.08.2013 по делу N 3-99/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Санкт-Петербурга от 10.11.2010 N 584-136 "О признании утратившим силу Закона Санкт-Петербурга "О порядке оформления земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства или ведения садоводства в собственность гражданина в случае, если документы о собственности на земельный участок по заявлению наследодателя не были оформлены при его жизни">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. по делу № 3-99/13

8 августа 2013 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
при секретаре Б.К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В.Н., К.Ал.А., К.Ан.А., Н.А.А., М.В.В. об оспаривании законности Закона Санкт-Петербурга "О признании утратившим силу Закона Санкт-Петербурга "О порядке оформления земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства или ведения садоводства в собственность гражданина в случае, если документы о собственности на земельный участок по заявлению наследодателя не были оформлены при его жизни" № 584-136 от 10 ноября 2010 года, суд

установил:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 10 февраля 2005 года принят и 1 марта 2005 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон "О порядке оформления земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства или ведения садоводства в собственность гражданина в случае, если документы о собственности на земельный участок по заявлению наследодателя не были оформлены при его жизни" № 44-11 (л.д. 106).
Указанный Закон действовал в Санкт-Петербурге до 22 ноября 2010 года.
27 октября 2010 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 10 ноября 2010 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга "О признании утратившим силу Закона Санкт-Петербурга "О порядке оформления земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства или ведения садоводства в собственность гражданина в случае, если документы о собственности на земельный участок по заявлению наследодателя не были оформлены при его жизни" № 584-136 (л.д. 105), который вступил в силу после его официального опубликования.
Указанный Закон официально опубликован в издании "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" № 37/2010 от 22 ноября 2010 года (л.д. 111-112).
Заявители обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующим указанного Закона Санкт-Петербурга № 584-136, указывая при этом, что с принятием данного Закона они утратили право на бесплатное оформление в собственность земельных участков после смерти наследодателя, при этом заявители обосновывая свое нарушенное право ссылались на нормы Земельного кодекса РСФСР, Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании заявленные требования поддержаны в полном объеме.
Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности К.Т.И. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Г.К.В. полагали требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства и доводы в совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что в обоснование своих требований заявители ссылаются на то, что с принятием Закона Санкт-Петербурга "О признании утратившим силу Закона Санкт-Петербурга "О порядке оформления земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства или ведения садоводства в собственность гражданина в случае, если документы о собственности на земельный участок по заявлению наследодателя не были оформлены при его жизни" № 584-136 они лишились бесплатного оформления земельных участков в собственность.
Органы исполнительной власти Санкт-Петербурга отказывают им в оформлении документов, что подтверждается представленными письменными ответами (л.д. 116-117).
Как пояснили заявители, с заявлением об оспаривании законности действий органов власти, либо с требованиями о признании права собственности на земельные участки они в установленном законом порядке не обращались.
Между тем, суд полагает доводы заявителей основанными на ошибочном толковании действующего законодательства.
Следует отметить, что ссылка заявителей на нормы Земельного кодекса РСФСР и часть 5 статьи 20, часть 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации лишена смысла, поскольку указанные нормы Земельного кодекса РФ были признаны утратившими силу с 01.09.2006 года Федеральным Законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
Земельный кодекс РСФСР признан утратившим силу в связи с принятием Федерального Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Земельного Кодекса РФ земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. При этом нормы земельного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статье 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Федеральным законом от 23.11.2007 № 268-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки" пункт 9.1 статьи 3 Закона № 137-ФЗ дополнен положением, предусматривающим право граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и(или) сооружения, на регистрацию права собственности на земельные участки, предоставленные наследодателю для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Данная норма предусматривает, что государственная регистрация прав собственности на указанные в данном пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 г № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких участков в собственность граждан не требуется.
Таким образом, правоотношения по оформлению прав наследников на земельные участки урегулированы федеральным законодательством и отдельного правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации не требуют.
Согласно статье 3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.
Судом установлено, что оспариваемый заявителями Закон Санкт-Петербурга принят в целях приведения законодательства Санкт-Петербурга в соответствие с федеральным законодательством и не влечет каких либо нарушений прав и свобод заявителей.
Оспариваемый закон принят в соответствии с требованиями федерального законодательства и в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
В случае возникновения необходимости защиты прав и свобод заявители не лишены возможности в установленном порядке возбудить спор о праве, либо оспорить решения и действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление К.В.Н., К.Ал.А., К.Ан.А., Н.А.А., М.В.В. об оспаривании законности Закона Санкт-Петербурга "О признании утратившим силу Закона Санкт-Петербурга "О порядке оформления земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства или ведения садоводства в собственность гражданина в случае, если документы о собственности на земельный участок по заявлению наследодателя не были оформлены при его жизни" № 584-136 от 10 ноября 2010 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------