Решение Санкт-Петербургского городского суда от 18.02.2013 по делу N 3-20/13 <О признании недействующим пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский капитал в Санкт-Петербурге", утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.02.2012 N 172, в части слов "документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. по делу № 3-20/13

Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
при секретаре Р.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.Т. об оспаривании законности пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года № 172 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге", суд

установил:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 г. № 172 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" утвержден Порядок предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" (л.д. 94-95).
Указанный нормативный правовой акт опубликован в издании "Вестник Администрации Санкт-Петербурга" № 4, 25.04.2012).
Согласно пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге к заявлению прилагаются документы, в том числе "документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге".
Полагая в этой части нормативный правовой акт незаконным и противоречащим Закону Санкт-Петербурга от 06.12.2011 № 810-151 "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге", Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства", поскольку возможность получения материнского сертификата поставлена под условие предоставления документа, подтверждающего регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге", заявитель просит признать его недействующим. При этом заявительница указывает, что является матерью четырех несовершеннолетних детей, имеет свидетельство "Многодетная семья Санкт-Петербурга" № <...> от <...>, имеет регистрацию по месту пребывания в Санкт-Петербурге, однако не имеет документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства в Санкт-Петербурге, в связи с чем лишается возможности получить сертификат.
В судебном заседании заявленные требования поддержал представитель заявительницы по доверенности Г.Л.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности М.Г. полагает заявленные требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что многодетная семья Г-вых имеет четырех несовершеннолетних детей: А., 2002 года рождения, К., 2003 года рождения, М., 2004 года рождения и С., 2012 года рождения.
Г.Т. и Г.Л. с детьми являются гражданами Российской Федерации с 2010 года (л.д. 20), имеют регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге по адресу <...> до 2014 года (л.д. 10). Иного места регистрации и пребывания, кроме указанного адреса на территории Российской Федерации не имеют.
Согласно свидетельства № <...> от <...> и свидетельства № <...> от <...> (л.д. 11, 12) выданных Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга семья заявителя признана многодетной в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга и имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга.
Исходя из положений части 1 статьи 38, части 1 и части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в соответствии с пп. "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В соответствии с ч. 2 статьи 1 ФЗ от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Исходя из изложенного, реализуя свое право, субъект Российской Федерации - город федерального значения Санкт-Петербург, в соответствии с п. 6 ст. 19, ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 предусмотрел дополнительные меры социальной поддержки, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, дачного строительства и получения образования ребенком (детьми) в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их организационно-правовых форм, в виде материнского (семейного капитала) в Санкт-Петербурге, что находится в пределах компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
Размер материнского (семейного) капитала в Санкт-Петербурге, категории граждан, имеющих право на предоставление указанной дополнительной меры социальной поддержки, условия и порядок ее предоставления определяются законом Санкт-Петербурга.
Порядок, условия и сроки предоставления мер социальной поддержки семей, имеющих детей, устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2011 № 810-151 "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге", а также Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят надлежащим органом - Правительством Санкт-Петербурга в пределах компетенции.
Между тем, предъявляемые требования пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" о том, что к заявлению прилагаются документы, в том числе "документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге" находятся в противоречии с требованиями как федерального законодательства, так закона Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ, статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения и условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд полагает, что предусмотренное в пункте 5 Порядка требование о представлении документов, подтверждающих регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге является нормативным актом, содержащим ограничительное условие, поскольку право на получение сертификата поставлено в зависимость от представления документа, подтверждающего наличие регистрации по месту жительства, является обязательным условием для получения указанного сертификата, что противоречит положению части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П.
Системный анализ приведенных норм позволяет суду сделать вывод о незаконности положений, содержащихся в п. 5 Порядка, что приводит к нарушению прав заявительницы.
Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга, изложенные письменно и в ходе судебного разбирательства суд полагает основанными на ошибочном толковании перечисленных норм законодательства.
На основании изложенного, суд полагает требования заявителя обоснованными.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Г.Т. об оспаривании законности в части пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года № 172 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" удовлетворить.
Признать недействующими в части слова "документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге" пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года № 172 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в издании "Вестник Администрации Санкт-Петербурга".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------