Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 776 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Санкт-Петербурга"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. № 776

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга
от 23.06.2014 № 513, от 13.08.2015 № 690)

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13, частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 "О государственном жилищном надзоре" Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Утвердить Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Санкт-Петербурга согласно приложению.
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Бондаренко Н.Л.
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.08.2015 № 690)

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко





ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 10.10.2013 № 776

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО
НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга
от 23.06.2014 № 513, от 13.08.2015 № 690)

1. Настоящий Порядок устанавливает порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Санкт-Петербурга.
2. Задачами регионального государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге (далее - органы власти), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и(или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования).
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.08.2015 № 690)
3. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
организации и проведения проверок выполнения органами власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и(или) устранению выявленных нарушений;
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
4. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган) в порядке, установленном настоящим Порядком с учетом требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 "О Государственном жилищном надзоре".
К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных в частях 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, предусмотренных в части 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок органов власти, граждан, применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, настоящего Порядка и Административного регламента уполномоченного органа по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
5. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется должностными лицами уполномоченного органа, являющимися соответственно государственными жилищными инспекторами.
6. Региональный государственный жилищный надзор уполномочены осуществлять в соответствии с должностными регламентами начальник уполномоченного органа, первый заместитель и заместитель начальника уполномоченного органа, начальники и специалисты отделов уполномоченного органа, в обязанности которых входит осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Государственные жилищные инспекторы при осуществлении регионального государственного жилищного надзора вправе:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов власти, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения уполномоченного органа о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 Жилищного кодекса Российской Федерации, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в Реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и(или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и(или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.08.2015 № 690)
выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.08.2015 № 690)
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по региональному государственному жилищному надзору соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные в статьях 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлениями, предусмотренными в части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.08.2015 № 690)
7. Полномочия уполномоченного органа, его функции и структура, порядок организации деятельности установлены в Положении о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 № 1849 (далее - Положение о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга).
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.08.2015 № 690)
8. Раскрытие информации уполномоченным органом о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности регионального государственного жилищного надзора осуществляется путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга на странице Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по адресу: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/inspekcija:
ежегодного плана проведения плановых проверок в течение пяти рабочих дней со дня утверждения указанного плана проверок;
сведений о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований (с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных) в течение пяти рабочих дней со дня подписания актов проверок;
ежегодного доклада об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и эффективности такого надзора до 15 апреля года, следующего за отчетным годом;
текстов рекомендаций и информации, которые содействуют выполнению обязательных требований по мере актуализации.
9. Взаимодействие уполномоченного органа с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов осуществляется на основании заключенных соглашений, а также путем совместного проведения совещаний, конференций, круглых столов.
10. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения единого образца, установленного Правительством Санкт-Петербурга.
11. В целях осуществления регионального государственного жилищного надзора уполномоченный орган в пределах установленных полномочий организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
12. В отношении органов власти проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарной проверки и(или) выездной проверки. Выездная проверка проводится в случае, если при наличии основания для проведения проверки не представляется возможным путем документарного способа ее проведения оценить соответствие деятельности лиц, подлежащих проверке, обязательным требованиям без соответствующего мероприятия по контролю, для проведения которого требуется организация выездной проверки.
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
13. Основанием для проведения внеплановой проверки в отношении органов власти являются:
поручение Губернатора Санкт-Петербурга;
поручение Правительства Санкт-Петербурга;
поручение вице-губернатора Санкт-Петербурга, который в соответствии с распределением обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга координирует и контролирует деятельность уполномоченного органа;
требование прокурора о проведении проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения ранее выданного предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;
поступление в уполномоченный орган обращений граждан, юридических лиц с жалобами на нарушения прав и законных интересов действиями органов власти, связанные с невыполнением ими обязательных требований, получение иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок органов власти являются:
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки органов власти;
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
предложения Губернатора Санкт-Петербурга;
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
предложения Правительства Санкт-Петербурга;
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
предложения вице-губернатора Санкт-Петербурга, координирующего и контролирующего деятельность уполномоченного органа.
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
В ежегодных планах проведения плановых проверок органов власти указываются следующие сведения:
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
наименование органов власти, места нахождения органов власти;
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
цель и основание проведения каждой плановой проверки;
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
наименование уполномоченного органа.
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
14. В отношении граждан проводятся внеплановые проверки в форме выездных проверок.
Основанием для проведения внеплановых выездных проверок соблюдения гражданами обязательных требований является:
истечение срока исполнения ранее выданного предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;
поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов власти о фактах нарушения гражданами обязательных требований.
15. Внеплановые и плановые проверки как в документарной, так и в выездной форме в отношении органов власти, внеплановые выездные проверки в отношении граждан проводятся на основании распоряжения уполномоченного органа. Типовая форма распоряжения утверждается нормативным правовым актом уполномоченного органа.
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
16. О проведении проверки орган власти, гражданин уведомляются уполномоченным органом. Подписанное уведомление направляется лицу, в отношении которого проводится проверка, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, телеграммой с уведомлением о вручении, посредством электронной почты (при наличии адреса электронной почты) либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения уведомления адресату.
17. Срок проведения плановой и внеплановой проверки как в документарной, так и в выездной форме в отношении органов власти, внеплановой выездной проверки в отношении граждан не может превышать 20 рабочих дней со дня издания распоряжения о ее проведении.
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
18. По результатам плановой и внеплановой проверки в отношении органов власти, граждан должностными лицами уполномоченного органа составляется акт проверки (акт проверки органа власти, акт проверки физического лица) по форме, утвержденной нормативным правовым актом уполномоченного органа.
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
Акт плановой и внеплановой проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручается уполномоченному должностному лицу органа власти, гражданину, его уполномоченному представителю, в отношении которого проводилась проверка под расписку об ознакомлении либо с отметкой об отказе от ознакомления с актом.
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
К акту плановой и внеплановой проверки прилагаются объяснения уполномоченного должностного лица органа власти или объяснения лица, на которого в соответствии с функциональными обязанностями возлагается ответственность за нарушение обязательных требований либо за неисполнение ранее выданного предписания, гражданина (его уполномоченного представителя), в отношении которого проводилась проверка.
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключение по результатам проведенных исследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения проверки, и вручается уполномоченному должностному лицу органа власти, гражданину, его уполномоченному представителю, в отношении которого проводилась проверка, под расписку об ознакомлении либо с отметкой об отказе от ознакомления с актом.
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 513)
19. Предметом проверок является соблюдение органами власти, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
19.1. Обязательных требований:
к жилым помещениям, их использованию и содержанию;
к порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
к порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением;
к учету жилищного фонда;
к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
к управлению многоквартирными домами;
к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и(или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
к раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
к созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
к созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
к деятельности специализированных некоммерческих организаций, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
к порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
к формированию фондов капитального ремонта;
к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.08.2015 № 690)
19.2. Других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
20. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении регионального государственного жилищного надзора устанавливается административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утвержденным уполномоченным органом.
21. По решению начальника уполномоченного органа к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю", для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.
22. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в уполномоченный орган документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сети "Интернет" информации об их деятельности уполномоченный орган:
проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в сети "Интернет" информацию об их деятельности.
23. Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении уполномоченным органом плановых и внеплановых проверок, а также включаются в отчеты о работе уполномоченного органа, используются для информационных справок.
24. Решения и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа при проведении проверок могут быть обжалованы в административном и(или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------