Решение Санкт-Петербургского городского суда от 21.03.2013 по делу N 3-35/13 <О признании недействующими абзаца 7 статьи 2, статьи 11-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" и абзаца 11 подпункта 3 пункта 1 статьи 48 указанного закона в той части, в которой исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный на проведение государственной политики в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, полномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 11-1>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. по делу № 3-35/13

21 марта 2013 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Рыбаловой О.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2012 № 487-88, суд

установил:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 сентября 2012 года принят и Губернатором Санкт-Петербурга 25 октября 2012 года подписан Закон Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге". Данный нормативный правовой акт вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования, действует с изменениями и дополнениями на 15.02.2006 г. (л.д.16-29).
Закон Санкт-Петербурга был официально опубликован в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга № 11/2012 (л.д.39).
В соответствии с данными изменениями в статью 2 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" введено новое понятие несанкционированной свалки отходов, которая определена как место нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области окружающей среды (л.д.16).
Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" дополнен статьей 11-1, предусматривающей административную ответственность за организацию несанкционированной свалки отходов виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (л.д.16).
Подпункт 3 пункта 1 статьи 48 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" дополнен абзацем, согласно которому исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на проведение государственной политики в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности поручается рассмотрение административных дел, предусмотренных ст. 11-1 и ст. 28 Закона Санкт-Петербурга.
Полагая, что нормы указанного закона в действующей редакции, не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства, прокурор Санкт-Петербурга обратился с заявлением о признании их незаконными.
В судебном заседании уточненные требования поддержал участвующий в деле прокурор Рыбалова О.А.
Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Л. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Г. полагали заявленные требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Рыбаловой О.А., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Так, судом установлено, что Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26.09.2012 принят Закон № 487-88 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" от 12.05.2010 № 273-70 (л.д.16).
В соответствии с данными изменениями в статью 2 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" введено новое понятие несанкционированной свалки отходов, которая определена как место нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области окружающей среды.
Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" дополнен статьей 11-1, предусматривающей административную ответственность за организацию несанкционированной свалки отходов.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 48 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" дополнен абзацем 11, согласно которому рассмотрение административных дел, предусмотренных ст. 11-1 и ст. 28 Закона Санкт-Петербурга поручается исполнительному органу государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченному на проведение государственной политике в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации; установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных актами Российской Федерации, является полномочием Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Организация несанкционированной свалки отходов является нарушением требований п.п. 3.2, 4.3 и других норм Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 1322-03 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы, гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80, а также положений ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым размещение отходов осуществляется только на основании разрешения, выданного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, согласно п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ относится к исключительной компетенции Российской Федерации.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по допросам совместного ведения не урегулированных федеральным законом.
Исходя из смысла Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 "Об охране окружающей среды" (статьи 36, 37, 38, 51, 56, 60, 61) следует, что федеральный законодатель закрепил право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, а также корреспондирующую гражданам, организациям обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства, при этом, установление самих требований, предъявляемых к охране окружающей среды, отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а не субъекта Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, за нарушение санитарного законодательства граждане, юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Действия по организации несанкционированной свалки отходов охватываются диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ, так как прямо указывают на нарушение требований, предъявляемых к сбору, накоплению, использованию, транспортированию, размещению отходов, регламентированных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и обязательных к соблюдению на всей территории Российской Федерации всеми субъектами (физическими, юридическими лицами) при обращении с отходами.
Таким образом, статья 11-1 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", предусматривающая административную ответственность за организацию несанкционированной свалки отходов устанавливает ответственность за нарушение федеральных норм, а не законов и иных нормативных актов Санкт-Петербурга, что не согласуется с положениями ст.ст. 1.3, 1.3.1 КоАП РФ.
Административная ответственность за нарушения, указанные в ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Введение понятия несанкционированной свалки отходов, как места нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 квадратных метров, не обустроенного в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды", противоречит санитарно-эпидемиологическому законодательству (в том числе ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), исходя из смысла которой несанкционированной является любая свалка, не оборудованная и организованная без выданных в установленном порядке разрешений, вне зависимости от ее размера.
Кроме того, понятие несанкционированной свалки, как территории, используемой, но не предназначенной для размещения на ней отходов, определено пунктом 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения". Данным ГОСТом при определении понятия несанкционированной свалки отходов площадь территории также не ограничивается.
На основании изложенного, суд полагает объективно установленным превышение нормотворческой компетенции в области законодательства об административных правонарушениях субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Санкт-Петербургом.
Доводы представителей органов исполнительной государственной власти и представительной государственной власти Санкт-Петербурга по доверенностям Л. и Г. о целесообразности и реальной необходимости принятия оспариваемых норм для наведения порядка с несанкционированными свалками, не свидетельствует о правомерности установления субъектом Российской Федерации административной ответственности в рассматриваемой сфере, поскольку это противоречит действующему федеральному законодательству и находится за пределами компетенции субъекта РФ.
Рассматриваемые нормы подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2012 № 487-88 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 7 статьи 2, ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2012 № 487-88.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 11 подпункта 3 п. 1 ст. 48 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2012 № 487-88 в той части, в которой исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный на проведение государственной политики в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, полномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 11-1 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге"
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию с момента вступления решения суда в законную силу в Вестнике Администрации.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------