Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30.04.2013 по делу N 3-57/13 <О признании недействующей статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу № 3-57/13

Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эверест" об оспаривании законности статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2012 № 487-88, суд

установил:

12 мая 2010 г. Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 31 мая 2010 Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (л.д. 59).
Указанный Закон опубликован в Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга № 21 14.06.2010 (л.д. 74).
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 сентября 2012 года принят и Губернатором Санкт-Петербурга 25 октября 2012 года подписан Закон Санкт-Петербурга № 487-88 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 г. № 273-70 "Об административных правонарушения в Санкт-Петербурге" (л.д. 73).
Закон Санкт-Петербурга был официально опубликован в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга № 11/2012 (л.д. 76-77).
Статьей 28 действующей редакции Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" установлена административная ответственность за сброс мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест, а также сжигание мусора, иных отходов производства и потребления на территории Санкт-Петербурга, за исключением термической переработки мусора, иных отходов производства и потребления, осуществляемой в установленном действующим законодательством порядке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (л.д. 63, 73)
Общество с ограниченной ответственностью "Эверест" полагает статью 28 указанного Закона, устанавливающую административную ответственность за перечисленные деяния противоречащей федеральному законодательству и нарушающей права и свободы заявителя, в связи с чем, обращаясь в Санкт-Петербургский городской суд, просит признать указанную норму недействующей.
В судебном заседании представители заявителя по доверенностям М. и К. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Л. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Г. полагали заявленные требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Так, судом установлено, что Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26.09.2012 принят Закон № 487-88 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" от 12.05.2010 № 273-70 (л.д. 73).
В соответствии со статьей 28 действующей редакции Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" административная ответственность за сброс мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест, а также сжигание мусора, иных отходов производства и потребления на территории Санкт-Петербурга, за исключением термической переработки мусора, иных отходов производства и потребления, осуществляемой в установленном действующим законодательством порядке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей. (л.д. 63, 73).
Между тем, согласно п. 1 ч. 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Подпунктом 39 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно пункту 3 статьи 51 данного закона отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Организация несанкционированной свалки отходов является нарушением требований п.п. 3.2, 4.3 и других норм Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы, гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80, а также положений ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым размещение отходов осуществляется только на основании разрешения, выданного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, согласно п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ относится к исключительной компетенции Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам совместного ведения не урегулированных федеральным законом.
Исходя из смысла Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 "Об охране окружающей среды" (статьи 36, 37, 38, 51, 56, 60, 61) следует, что федеральный законодатель закрепил право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, а также корреспондирующую гражданам, организациям обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства, при этом, установление самих требований, предъявляемых к охране окружающей среды, отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а не субъекта Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, за нарушение санитарного законодательства граждане, юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, правовое регулирование в сфере обращения с отходами производства и потребления, запрет на сброс мусора и административная ответственность за нарушение указанного запрета установлены законодательством Российской Федерации и законодатель субъекта не вправе вторгаться в сферу тех отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования.
Наделяя субъект Российской Федерации полномочиями по установлению административной ответственности федеральный законодатель (ст. 1.3.1 КоАП РФ поставил их в прямую зависимость не только от Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в целом от федерального отраслевого законодательства, которым установлены объективные критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 1.3 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации; установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных актами Российской Федерации, является полномочием Российской Федерации.
Системный анализ приведенных выше норм федерального законодательства позволяет сделать вывод об объективно установленном превышении нормотворческой компетенции в области законодательства об административных правонарушениях субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Санкт-Петербургом в части установленной статьей 28 оспариваемого закона ответственностью за сброс или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест.
Доводы представителей органов исполнительной государственной власти и представительной государственной власти Санкт-Петербурга по доверенностям Л. и Г. о том, что указанная административная ответственность установлена в целях обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга и направлена на выполнения Региональной целевой программы по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов и утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 № 1334 "Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга" представляются необоснованными, поскольку, принятие нормативных правовых актов должно основываться не только целесообразностью, но, прежде всего на соблюдении законодательства в пределах предоставленной компетенции.
Нарушение прав и свобод заявителя нашло свое подтверждение представленным суду решением арбитражного суда (л.д. 91-95).
Рассматриваемые нормы подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Общества с ограниченной ответственностью "Эверест" об оспаривании законности статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2012 № 487-88 удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 28 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2012 № 487-88.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию с момента вступления решения суда в законную силу в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------