Решение Санкт-Петербургского городского суда от 04.12.2013 по делу N 3-137/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2010 N 1668 "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной административными границами муниципального образования поселок Солнечное, береговой линией Финского залива, продолжением Дачной ул., Дачной ул., перспективными проездами, береговой линией Финского залива, за исключением территории в границах Приморского шоссе, Петровской ул., проезда, в Курортном районе">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу № 3-137/13

04 декабря 2013 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Рыбаловой О.А.,
при секретаре Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Новый Петербург" об оспаривании законности Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2010 года № 1668 "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной административными границами муниципального образования поселок Солнечное, береговой линией Финского залива, продолжением Дачной ул., перспективными проездами береговой линией Финского залива, за исключением территории в границах Приморского шоссе, Петровской ул., проезда, в Курортном районе, суд

установил:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2010 № 1668 "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной административными границами муниципального образования поселок Солнечное, береговой линией Финского залива, продолжением Дачной ул., Дачной ул., перспективными проездами береговой линией Финского залива, за исключением территории в границах Приморского шоссе, Петровской ул., проезда, в Курортном районе в целях обеспечения градостроительного развития территории, ограниченной административными границами муниципального образования утвержден проект планировки указанной территории (л.д. 59-60).
Постановление официально опубликовано в издании "Петербургский Дневник" № 52 (315) (л.д. 155-200).
Заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Новый Петербург" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанного нормативного правового акта недействующим п. 1.2 в части утверждения схемы улично-дорожной сети, а также в части планировки границ кварталов 21152-9, 21152-7, 21152-6, устанавливающие строительство городских дорог на земельном участке, арендуемом обществом согласно договора аренды. При этом, заявитель полагает свои права нарушенными, поскольку проектом планировки затрагиваются его интересы, т.к. планируемая дорога проходит по территории, занимаемой обществом.
В судебном заседании интересы заявителя поддержала представитель по доверенности Л.Ю., которая неоднократно уточняя свою правовую позицию (л.д. 206-212, 213-227) просила суд признать оспариваемый нормативный правовой акт в части недействующим.
Представители Правительства Санкт-Петербурга по доверенности В.С., К.С. и представитель Комитета по управлению городским имуществом по доверенности К.А. полагали заявленные требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Рыбаловой О.А., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Спорный земельный участок площадью 19765 кв. м является предметом договора аренды от 06.10.2005 (л.д. 18) и был передан ООО "Новый Петербург" в целях разработки градостроительной документации о застройке территории, определении возможности строительства, разработки проектной документации. Осуществление возведения на арендованном участке объектов недвижимости, заявитель был вправе лишь при условии разработки документации и получении в установленном порядке разрешения на строительство.
Оспариваемое заявителем Постановление Правительства определяет функциональное назначение зон планируемого размещения объектов капитального строительства, характеристики планируемого развития территории и характеристики развития систем социального транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Согласно части первой статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 181-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Градостроительным Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с иными законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76).
Согласно п.п. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ.
Аналогичные положения предусмотрены ст. 7 Градостроительным Кодексом РФ.
В соответствии с ч. 1 и 5 ст. 41 указанного Кодекса подготовка документации по планировке территории (в ходе которой разрабатываются проекты планировки, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно ст. 42 Градостроительного Кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению и материалов по ее обоснованию. При составлении документации нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Частями 1, 19 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Из этого следует, что планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории, и по своей сути отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.
Порядок подготовки документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов планировки территории, в состав которых входят проекты межевания территории) предусмотрен главой 5 Градостроительного Кодекса РФ, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 № 596 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий", на основании Генерального плана Санкт-Петербурга, утвержденного законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года № 728-99, Правил землепользования и застройки, с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний, установленной Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информации населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 25.11.2008 № 300 "О подготовки заключений на проект межевания территории".
Таким образом, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Системный анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт находится в пределах полномочий Правительства Санкт-Петербурга.
Публичные слушания по обсуждению проекта планировки оспариваемой территории входящей в состав Курортного района проведены 29.10.2009 г. и заключения содержат поступившие предложения и замечания (л.д. 144-162), что не отрицает заявитель, который принимал участия в публичных слушаниях и выражал несогласие со строительством дорог. Как пояснил представитель Правительства, на публичных слушаниях обсуждалась именно оспариваемая территория, а в дальнейшем было изменено лишь название нормативного правового акта. Данные обстоятельства не опровергаются заявителем.
Информация о проведении публичных слушаний официально опубликована в издании "Невское Время" 09.09.2009 (л.д. 191).
Процедура согласования проекта постановления Правительства соблюдена.
Проект оспариваемого Постановления, прошел согласование комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (л.д. 101-110), (л.д. 183), а также комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (л.д. 186.)
Согласование проектной документации по планировке территорий, разрабатываемых для исторических поселений (в том числе и для Санкт-Петербурга) Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590 "О министерстве культуры РФ" было отнесено к полномочиям Министерства Культуры Российской Федерации лишь в 2011 году. Однако нормативные правовые акты о процедуре и методике согласования до настоящего времени отсутствуют.
Как следует из сообщения Министра культуры Российской Федерации от 12.04.2013 г. в целях выработки единого подхода к особому регулированию градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга подтверждено отсутствие необходимости получения согласования Минкультуры России при рассмотрении проектов планировки территории и межевания территории Санкт-Петербурга (л.д. 197-198, том 2).
В связи с чем, доводы заявителя о незаконности оспариваемого Постановления, т.к. отсутствует согласование Минкультуры суд полагает необоснованными.
На основании изложенного, суд полагает, что принятый нормативный правовой акт, оспариваемый заявителями в части принят надлежащим органом исполнительной власти субъекта РФ города федерального значения Санкт-Петербурга в пределах компетенции и с соблюдением предусмотренной процедуры.
В ходе судебного разбирательства исследовались графические материалы и пояснительная записка к ним, в результате чего представитель заявителя выразил согласие с тем, что оспариваемым постановлением Правительства не нарушаются права заявителя.
Более того, суд полагает необходимым отметить, что спорный земельный участок 19765 кв. м заявитель занимает по договору аренды (л.д. 18) и согласно подписанному к договору дополнительному соглашению № 3 от 13.06.2013 г. (л.д. 33) изменение условий договора по земельному участку возможно без согласия его арендатора, а именно заявитель выразил согласие на предусмотренные п. 7.14 дополнительного соглашения особые условия, согласно которому, арендодатель вправе в одностороннем порядке совершить действия, влекущие за собой прекращение существования Участка, в том числе вследствие его раздела, объединения, перераспределения, а также изменение внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений в отношении Участка (л.д. 39). Таким образом права заявителя не нарушены и находятся в пределах указанного дополнительного соглашения.
Установлено судом, что земельный участок, в отношении которого возник спор заявителей, не сформирован в установленном порядке. Заявители не осуществили надлежащих действий по формированию земельного участка, которое они занимают по договору аренды. Земельный участок находится в собственности Санкт-Петербурга.
Исходя из изложенного, суд полагает правовую позицию заявителей необоснованной и требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Новый Петербург" об оспаривании законности Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2010 года № 1668 "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной административными границами муниципального образования поселок Солнечное, береговой линией Финского залива, продолжением Дачной ул., перспективными проездами береговой линией Финского залива, за исключением территории в границах Приморского шоссе, Петровской ул., проезда, в Курортном районе - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------